В производственной сфере конкуренция - это борьба между производителями товаров (продавцами) за рынки сбыта товаров, за потребителя с целью получения более высоких доходов, прибыли или других выгод.
В экономической теории конкуренция подразделяется на два вида: совершенную конкуренцию и несовершенную конкуренцию. Несовершенная конкуренция в свою очередь делится на три типа рыночных структур: монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию. Они различаются между собой по количеству фирм, входящих в отрасль, по характеру производимой продукции, по степени власти над ценой, по количеству входных барьеров при вступлении в отрасль и трудности их преодоления.
Существуют две крайние рыночные ситуации: чистая монополия и ее противоположность - совершенная конкуренция. Чистая монополия характеризуется присутствием единственного продавца товара, не имеющего субститутов, отсутствием дифференциации продукции, практически непреодолимыми барьерами для вступления в отрасль, возможностью влиять на цену. В условиях совершенной конкуренции в отрасли присутствует большое число производителей (продавцов) однородного товара, при этом барьеры для вступления в отрасль отсутствуют. Фирма - совершенный конкурент не имеет власти над ценой, она является «ценополучателем».
Обе вышеописанные ситуации не имеют места в реальной действительности, это так называемые «теоретические абстракции». Однако именно они помогают найти и более точно определить основные различия между совершенной и несовершенной конкуренцией, понять поведение фирмы, стремящейся максимизировать прибыль в каждой из этих ситуаций.
Рынок совершенной конкуренции характеризуется:
очень большим числом мелких производителей, или продавцов товара;
- стандартизированной, однородной продукцией;
неспособностью отдельных продавцов влиять на цену;
беспрепятственным входом и выходом фирмы из отрасли;
- отсутствием необходимости вести неценовую борьбу;
- свободой перелива ресурсов между отраслями;
наличием у всех участников рыночных отношений полной информации о рынке.
Теперь стоит более подробно остановиться на каждом из вышеуказанных пунктов.
) Наличие большого количества фирм в совершенной конкуренции предполагает, что доля каждой отдельной фирмы очень мала по сравнению с общим объемом рынка. Действительно, если доля одной фирмы будет сравнительно больше, чем доли других, то эта фирма будет доминировать на рынке. Следовательно, это приведет к ограничению конкуренции или даже к ее устранению.
2) Продукция на рынке совершенной конкуренции является стандартизированной, или однородной. Это означает, что потребителю безразлично, товар какого из продавцов он приобретет. Именно отсутствие дифференциации продукции является главным отличием рынка совершенной конкуренции от рынка монополистической конкуренции, где покупатель сопоставляет качество товара, производимого различными фирмами.
) Фирма - совершенный конкурент производит настолько маленькую часть от общего объема производства в отрасли, что колебания уровня ее выпуска не оказывают влияния на общее предложение, а следовательно, на цену продукта. Таким образом, производители на рынке совершенной конкуренции не имеют власти над ценой: им приходиться продавать товар по цене, установившейся на рынке. Именно поэтому фирмы, действующие в условиях совершенной конкуренции, называют «ценополучателями» (от англ. price takers). Если производитель повысит цену хотя бы на минимальное значение, потребители перестанут покупать его товар и будут покупать такой же (по качеству и другим параметрам) товар у его конкурентов по более низкой цене. Снижение цен также экономически нерационально, поскольку фирма может продать всю свою продукцию по установившейся на рынке цене.
Другое по теме
Анализ показателей прибыли, совершенствование ее калькуляции
себестоимость калькуляция смета
Актуальность курсовой работы состоит в том, что на любом этапе жизни
компании неизменно существует задача учета, анализа и управления затратами. Ведь
для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию
получают из ряда показателей, одни ...