Когда экономист с математическими наклонностями стремится максимизировать прибыли какого-либо производителя, ему приходится записывать уравнение прибыли = выручка - затраты, а затем максимизировать это выражение, т.е. приравнять к нулю производную прибыли по объему производства. Затем перед ним встает вопрос: как зависит выручка (скажем, pq) от объема производства (q)? Естественный ответ - определить конкуренцию так, чтобы р не изменялось с изменением q, и тогда кривая спроса будет горизонтальна. Именно это и сделал Курно: «Влияние конкуренции достигает своего предела, когда каждое из частичных производств Dk [объем производства производителя k] становится неощутимым не только относительно общего производства D = F(p), но также по отношению к производной F'(p), так что частичное производство Dk может быть вычтено из Z) и это не приведет к сколь-либо заметному изменению цены на товар».
Это определение конкуренции особенно уместно в системе Курно, поскольку, согласно его теории олигополии, превышение цены над предельными затратами стремится к нулю при значительном увеличении числа производителей данного продукта. Курно считал, что это условие конкуренции выполнялось «для множества продуктов, в том числе и наиболее важных».
Определение Курно было неизмеримо более точным и элегантным, чем определение Смита, поскольку касалось трактовки роли числа конкурентов. Рыночная конкуренция несовершенна до тех пор, пока цена превышает предельные затраты фирмы, и эта разность приближается к нулю, когда число конкурентов устремляется к бесконечности. Но уточнение было односторонним: Курно не учитывал условий вхождения в рынок, а значит, его определение конкуренции было справедливо также для отраслей с множеством фирм, даже если больше ни одна фирма не могла войти в этот рынок.
Эджуорт первым попытался дать систематическое и строгое определение совершенной конкуренции. Его работа заслуживает самого тщательного рассмотрения, несмотря на тот факт, что мало кто из экономистов его времени и современных попытались разобраться в теоремах и гипотезах «Математической психики», вероятно, самой трудной для понимания из значительных книг в истории экономики. Ведь его утверждения и доказательства стали источником распространенных суждений о природе совершенной конкуренции.
Устанавливаются следующие условия совершенной конкуренции:
1. Отдельное лицо свободно пересмотреть соглашение о ценах с любым из неопределенного числа [лиц] .
2. Любое отдельное лицо свободно заключить контракт (одновременно) с неопределенным числом [лиц] . Это условие в сочетании с первым вводит неопределенную делимость каждого предмета контракта (если Х имеет дело с неопределенным числом Y-ов, то он должен дать каждому неопределенно малую долю от х), из этого можно создать отдельное условие.
. Любое лицо свободно пересмотреть контракт с другим независимо, не спрашивая разрешения третьей стороны .
. Любое лицо свободно заключить контракт с другим независимо от третьей стороны .
Несоблюдение первого условия влечет за собой несоблюдение второго, но не наоборот; третье и четвертое условия соотносятся друг с другом аналогичным образом».
Остальная часть экономистов-математиков того периода не расширила, а в этом отношении даже и не достигла уровня точности Эджуорта. Вальрас не дает адекватного определения конкуренции. Парето заметил возможные последствия социального контроля торговли. Генри Мур в статье, которая, возможно, была первой, посвященной формальному определению конкуренции, перечислил пять«неявных гипотез» о конкуренции:
«I. Каждый экономический фактор стремится к максимальному чистому доходу На одном и том же рынке на один и тот же товар существует только одна цена Влияние любого производителя на цену единицы продукта пренебрежимо мало Объем продукции любого производителя пренебрежимо мал по сравнению с общим объемом производства Каждый производитель определяет объем своего производства, не учитывая влияния своего действия на поведение конкурентов».
Маршалл как обычно отказался плыть по течению, и его трактовка конкуренции значительно ближе к взглядам Адама Смита, чем к воззрениям его современников. Действительно, изложение Маршалла в этой области было почти столь же неформальным и бессистемным, как и у Смита.
Наиболее ценным был косвенный вклад Маршалла: он дал самый выдающийся для своего времени анализ взаимозависимости конкуренции и оптимальной экономической организации (кн. 5, гл. XIII - о доктрине максимального удовлетворения). Здесь он обнаружил, что результаты конкуренции характеризуются не только известным свойством, согласно которому распределение ресурсов следует принимать как данность с тем ценным исключением, что только одно из нескольких состояний устойчивого равновесия может быть максимумом, но также установил новое и, возможно, крайне важное исключение, вытекающее из внешней экономичности или неэкономичности. совершенный конкуренция стиглер хайек
Другое по теме
Система анализа использования материальных ресурсов предприятий
Сегодня всё больше предприятий адаптируются к рынку. Целью любой
предпринимательской деятельности является получение возможно большей прибыли
при минимальных затратах на производство. В мире ограниченных ресурсов фирмы
вынуждены платить за факторы производства. Преуспевающие бизнесмены прекрасн ...