Органы государственной власти Российской Федерации в плане регулирования бюджетных правоотношений имеют право устанавливать общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ находятся в компетенции Российской Федерации.
На федеральном уровне устанавливается разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Здесь прослеживается взаимосвязь бюджетов на основе бюджетного федерализма. Как показано на рисунке 1 федеральный бюджет формируется из федеральных налогов и неналоговых доходов. Бюджет субъекта РФ формируется за счет собственных источников и регулирующих. К собственным относятся налоговые и неналоговые доходы. К регулирующим, отчисления от федеральных налогов, в порядке, установленном налоговым законодательством, а также финансовая помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки регионов), средства по взаимным расчетам. В свою очередь доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений в виде финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средств по взаимным расчетам.
Органы государственной власти Российской Федерации наделены правом определения основ бюджетного процесса на уровне субъектов РФ и местном уровне [2, Ст. 7]. Органы государственной власти Российской Федерации обладают целым рядом полномочий в области регулирования государственного и муниципального долга. В плане регулирования межбюджетных отношений они вправе устанавливать общие принципы и условия предоставления бюджетных кредитов. Кроме того, они устанавливают порядок и условия предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, а также осуществляют контроль за их использованием.
На федеральном уровне также устанавливаются государственные минимальные социальные стандарты и определяются нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг.
То, что ведущим звеном в бюджетной системе, а также в бюджетном процессе, межбюджетных отношениях выступают органы государства федерального уровня, вполне оправдано. Только федеральные органы власти способны реализовать принципы единства бюджетной системы и универсальности ее отдельных элементов.
Позиция федеральных органов власти в вопросах построения бюджетной системы должна быть нацелена на обеспечение ее единства, использование эффективных методов функционирования, но не на подмену органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части реализации ими своих полномочий. Последние не должны быть зависимыми субъектами. Им необходима самостоятельность при условии соблюдения общих правил деятельности, которые устанавливаются федеральными органами власти.
Другое по теме
Слоны как ресурс обеспечения инновационной деятельности в регионе
Теоретические основы инвестиционно-инновационной деятельности
...