Оценка эффективности межбюджетных отношений должна начинаться с выработки критериев эффективности, то есть с выбора приоритетов, которые определяются с учетом как целевой направленности функционирования системы межбюджетных отношений, так и степени остроты тех или иных проблем обеспечения финансовых основ власти.
Наиболее распространенным и давно используемым показателем в данной сфере является определение эталонных объектов контроля в оцениваемой группе со сравнением сформированных показателей с нормативными или целевыми значениями показателей результативности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в рамках проведения финансового аудита по формуле:
О = , где (1)
О - отклонение фактического значения показателя от планового (целевого) значения,%; Пплан - плановое (целевое) значение показателя, в соответствующих единицах измерения; Пфакт - фактическое значение показателя, в соответствующих единицах измерения.
Целевые значения показателей конечных результатов определяются соответствующим органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), ответственным за разработку и реализацию политики в данной сфере, по согласованию с высшим органом исполнительной власти (федеральным органом, субъекта Российской Федерации, администрацией муниципального образования, исходя из их реальной достижимости и необходимости обеспечения прогрессивной динамики значений показателей в плановом периоде.
Основным показателем динамики экономического роста региона является: общий объем валового регионального продукта (ВРП) и ВРП в расчете на душу населения.
Валовой региональный продукт (ВРП) - показатель, который характеризует экономический потенциал области, тенденции развития региональной экономики, а также эффективность экономического регулирования в условиях рынка, в связи с чем показатели ВРП включены в систему показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ВРП в системе национальных счетов рассчитывается тремя методами:
) Производственный - разница между суммарным объемом выпущенных товаров и услуг и промежуточным потреблением, или как сумма добавленной стоимости, созданная в разных отраслях экономики.
) Распределительный - рассчитывается на основе счета распределения первичных доходов. Рассчитывается как сумма оплаты труда, чистых налогов на производство и импорт, валовой прибыли, валового смешанного дохода, доходов от собственности.
) Метод конечного использования - рассчитывается как сумма расходов всех экономических секторов на конечное потребление, сумма валового накопления и чистого экспорта товаров и услуг.
Размеры ВРП в текущих ценах позволяют определить вклад каждого региона в общий объем валового внутреннего продукта в целом по России.
При расчете производственным методом ВРП определяется как разность между выпуском товаров и услуг в целом по региону, с одной стороны, и промежуточным потреблением - с другой. При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т.е. не включают налоги на продукты, но включают субсидии на продукты.
Основными показателями счета производства являются:
. Валовой выпуск (ВВ);
. Промежуточное потребление (ПП);
. Валовая добавленная стоимость (ВДС) (3 = 1 - 2);
. Налоги на продукты (НП);
. Субсидии на продукты (СП);
. Чистые налоги на продукты (ЧНП) (6 = 4 - 5);
. Валовой региональный продукт (7 = 3 + 6).
Основные понятия, используемые для расчета ВРП производственным методом:
Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц - резидентов экономики в отчетном периоде.
Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде. Потребление основного капитала не входит в состав промежуточного потребления.
Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей экономики как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин "валовая" указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.
Субсидии на продукты - это субсидии, выплачиваемые обычно за единицу произведенного товара или услуги, то есть пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг производимых, продаваемых или импортируемых предприятиями-резидентами.
Другие субсидии на производство состоят их субсидий, которые предприятия получают от государственных учреждений в связи с использованием факторов производства.
Хозяйственная отрасль - это совокупность институциональных единиц, сгруппированных по заявленному виду деятельности.
Другое по теме
Рынок недвижимости
Недвижимость
- это не только основа национального богатства страны в разрезе экономической
статистики, но и имущество, с которым непосредственно сталкиваются все граждане
страны. Знание основ экономики недвижимости необходимо как для успешной
предпринимательской деятельности, так и в быту любо ...