) Обеспечение приоритетов в социально-экономическом развитии региона.
Соответственно с позиций вышеназванных критериев эффективность межбюджетных отношений в субъекте РФ можно оценить по следующими показателями:
) доля налоговых доходов общей сумме доходов субъекта РФ;
) доля неналоговых доходов в общей сумме доходов субъекта РФ;
) доля дотаций в доходах (без субвенций);
) доля субсидий;
) доля субвенций;
) соотношение необусловленной финансовой помощи (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на сбалансированность и иные межбюджетные трансферты в форме дотаций) и обусловленной финансовой помощи (субсидии на софинансирование расходов, субвенции, предназначенные для финансирования переданных государственных полномочий, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение) в общем объеме межбюджетных трансфертов.
При этом базовым для оценки является первый показатель, для которого предлагается использовать тот же алгоритм, что и применительно к закреплению налоговых доходов. Предлагаемый показатель анализируется в динамике за несколько лет, а также в сравнении со значениями показателей в среднем по стране. Проведение дальнейшего количественного и качественного анализа необходимо, если данный показатель имеет тенденцию к снижению в среднесрочном периоде, а также ниже среднего значения по стране. Первому показателю придается первостепенное значение, так как для финансовой автономии закрепление за органами местного самоуправления налоговых и неналоговых доходов представляется более важным, чем доминирование необусловленной финансовой помощи.
Оценивая эффективность межбюджетных отношений с точки зрения достаточности финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения, следует, прежде всего, установить, имеются ли в нормативно-правовых актах регулирующих формирование межбюджетных отношений, какие-либо положения, направленные на гарантирование объема финансовых средств, передаваемых в ходе выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов.
Для результатов оценки эффективности межбюджетных отношений в части обеспечения регионов и муниципалитетов достаточными финансовыми ресурсами необходимо определить, допускается ли органами государственной власти и местного самоуправления появление в течение финансового года просроченной кредиторской задолженности, так как ее наличие может свидетельствовать не только о низкой финансовой дисциплине органов местного самоуправления, но и о недостаточности их финансовых ресурсов, а также оценить рост государственного и муниципального долга.
В части оценки достаточности выделения субвенции, предназначенных для финансирования переданных государственных полномочий, предлагается использовать показатель соотношения фактических средств, направленных на финансирование переданных государственных полномочий из местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ, и объема субвенций, выделяемых, соответственно, из федерального и регионального бюджетов на финансирование переданных государственных полномочий. В идеале значение данного показателя должно не сильно отличаться от 100%. Существенные отличия от этого уровня позволяют ставить вопрос о неэффективности методики расчета субвенций.
Оценка эффективности использования публично-правовыми образованиями средств из вышестоящих бюджетов, полученных в виде финансовой помощи, очень важна в практическом плане. В зависимости от того, насколько обоснованно и грамотно распорядились территориальные органы власти полученными межбюджетными трансфертами, и должна оцениваться работа соответствующих органов публичной власти.
Эффективность, сложившейся, системы межбюджетных отношений можно оценивать не только показателями эффективности, но и на основе механизма и критериев бюджетного выравнивания.
Другое по теме
Региональная собственность на примере Оренбургской области
Собственность как сложное явление проявляется через определенные формы
присвоения материальных и духовных благ, а также через категории владения, пользования
и распоряжения. С экономических позиций «собственность» - это совокупность
отношений между людьми по поводу присвоения, пользования и упр ...