Поэтому подобные решения следует принимать эффективно и на основе консенсуса, а не простого большинства. Типичные базовые правила работы на семинаре выглядят следующим образом:
- избегайте спорить, преследуя узкие интересы вашего отдела;
- ваши аргументы подтверждайте фактами, а не мнениями;
- не поступайте как все остальные в том случае, если вы не согласны;
- выражайте вслух любые ваши опасения;
- используйте роль «адвокатов дьявола»;
- слушайте, а не просто ждите своей очереди, чтобы высказаться;
- все решения должны приниматься при полном консенсусе;
- избегайте отстаивать ваши личные суждения, подходите к задаче на основе логики;
- не меняйте ваши взгляды только для того, чтобы достичь согласия и избежать конфликта;
- поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться, хотя бы частично;
- избегайте методов, погашающих конфликт, таких, как голосование, усреднение или уступки для достижения решений;
- смотрите на разницу во мнениях как на благо, а не как на досадные препятствия для принятия решения;
- будьте готовы согласиться с решениями, если вы чувствуете, что все ваши главные опасения уже обсудили.
Принятие решения путем консенсуса требует определенных навыков и активного руководителя семинара, чтобы взгляды большинства не подавляли меньшинство.
После того как команда договорилась о том, как будут приниматься решения, и о правилах поведения людей, следующим шагом РQМ - семинара является определение и согласование миссии всей организации. Если семинар проводится на более низком уровне или в отдельном подразделении организации, следует выработать локальную собственную миссию, если такой не существует.
Семинар следует начинать с формулировки миссии организации, так как такая формулировка гарантирует, что далее все будет идти в определенном русле и направляться целями организации. Миссия является философской целью (предназначением), по которому команда может сверять свои решения или выбирать между конкурирующими альтернативами.
Если требуется локальная миссия, то необходимо, чтобы она была принята без лишних дебатов и пререканий. Хотя дебаты могут быть полезными для организации, определяющей свою миссию, эта задача не должна становиться главной целью PQM - семинара, который должен определить и отобрать процессы для реинжиниринга. Умелый руководитель может помочь команде выбрать рабочий текст миссии в течение 2 - 3 ч. Со временем, а также с учетом других мнений можно улучшить текст и обеспечить всеохватность миссии и доверие к ней. Для целей этого семинара, тем не менее, команда должна просто сформулировать некоторый текст миссии, которая будет направлять основную деятельность и последующие решения.
Миссия, новая или уже существующая, должна удовлетворять строгим критериям. Она не должна представлять собой просто красивый набор слов, означающих что-то общепринятое, вроде «высших интересов» и «священного долга», т.к. в этом случае миссия малопригодна для выполнения целей. Чтобы быть полезной и практичной, миссия должна быть понятной, передаваемой людям, вызывающей доверие и пригодной к использованию.
Одной из задач семинара для команды является согласование небольшого числа целей более низкого уровня, которые непосредственно вытекают из главной цели, заявленной в миссии. Они являются критическими факторами по отношению к успеху компании, заявленному в миссии, в большей степени относятся к вопросам типа «что, чем, как?» и называются критическими факторами успеха (Critical Success Factors --- CSF). Одной из главных проблем является сокращение числа критических факторов успеха, которые могут быть включены в этот список. Рекомендуется, чтобы команда оставила в списке не более восьми таких факторов. Эта цифра выбрана частично из-за того, что работать с большим числом факторов намного сложнее. Но это также эффективный путь определить критичность самих факторов успеха. Если факторов больше восьми, то существует довольно большая вероятность того, что какие-то из них важны, но не критичны.
Другое по теме
Система экономических показателей хозяйственной деятельности и источники их получения
В
настоящее время в условиях рыночной экономики на первое место выходит
эффективность производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия.
Важнейшим фактором, влияющим на эффективность производственно-хозяйственной
деятельности, является планирование численности работников, фонда опл ...