Понятно, что бизнес-процесс, возникший в результате реинжиниринга, должен сильно отличаться от традиционного, принимая этом разнообразные формы. Тем не менее, различные перепроектированные процессы обладают многими общими характеристиками и свойствами, не зависящими от отрасли производства и даже от индивидуальных особенностей отдельного процесса.
Многое из того, что справедливо для автомобильной компании, перепроектировавшей свои процессы, справедливо и для страхового общества или магазина.
Не следует удивляться, что при проведении реинжиниринга на разных предприятиях повторяется одно и то же. Дело в том, что облик прошедшего реинжиниринг предприятия, как и облик традиционного предприятия, основан на нескольких изначальных предпосылках. Индустриальная модель строится на предположении, что работники обладают невысокой квалификацией и им недостает времени и способностей для обучения. Поэтому задачи, предлагаемые этим работникам, должны быть очень простыми. Более того, Адам Смит доказывал, что люди работают наиболее эффективно тогда, когда им предлагается для выполнения всего одна хорошо понятная им деятельность. Однако для того, чтобы связать все простые задачи вместе, требуются сложные процессы. В результате на протяжении двухсот лет предприятия принимали как должное неудобство, неэффективность и дороговизну сложных процессов, необходимых для того, чтобы использовать преимущества, обеспечиваемые простыми задачами.
При реинжиниринге эта модель переворачивается с ног на голову: утверждается, что для получения высокого качества, уровня обслуживания, гибкости, низких затрат и т.п. Процессы должны быть простыми. Рассмотрим общие свойства и характеристики перепроектированных бизнес - процессов.
Несколько работ объединятся в одну. Основная особенность перепроектированных процессов - отсутствие сборочного конвейера: многие задачи, которые раньше решались по отдельности, теперь объединяются в одну, выполняемую одним специалистом (или, по крайней мере, специалистами одного подразделения, на которых возложена полная ответственность за выполнение работы). Безусловно, в таком подразделении могут возникнуть проблемы, связанные с распределением заданий и приводящие к задержкам и ошибкам, но они будут незначительными по сравнению с проблемами, возникавшими ранее, когда задания распределялись между разными подразделениями. Теперь каждый сотрудник знает, кто отвечает за быстрое и точное выполнение работы.
Выигрыш от введения интегрированных процессов и отвечающих за них сотрудников может быть огромным. Предприятие избавляется от ошибок, задержек и дополнительной работы в связи с проблемами, которые возникали при распределении заданий. Обычно процесс, ориентированный на такого сотрудника, выполняется в десять раз быстрее, чем его конвейерная версия. При этом, поскольку новый процесс порождает меньшее число ошибок и недоразумений, предприятию не нужны дополнительные работники для их исправления.
Поскольку сотрудники, задействованные в интегрированном процессе, отвечают за то, чтобы работа исполнялась вовремя и без ошибок, контроля за ними требуется меньше. Вместо этого предприятие стимулирует сотрудников, наделенных новыми полномочиями, к постоянному поиску новых, творческих путей уменьшения бдительности рабочего цикла и затрат при производстве качественного продукта или услуги. Еще одно преимущество интегрированных процессов - улучшение качества управления: поскольку в этих процессах занято меньшее число людей, становится легче обеспечивать их работой и следить за ее выполнением.
Предприятия, осуществляющие реинжиниринг, уплотняют процессы не только по горизонтали (возлагая на сотрудников множество последовательных заданий), но и по вертикали. Вертикальное уплотнение означает, что на тех этапах процесса, где сотрудники обычно обращались за ответом к руководству, теперь они принимают самостоятельные решения. В отличие от той ситуации, когда принятие решений изолируется от самой работы, в перепроектированном процессе принятие решений становится его частью, которую раньше выполняло руководство, а теперь - сами исполнители.
Другое по теме
Совершенствование организационных структур управления предприятием в рыночной экономике
Концепция долгосрочного комплексного развития должна предусматривать и
развитие системы управления как направляемого процесса ее совершенствования,
т.е. приведение организационной структуры и организационного механизма в
соответствие с целями управления. Направленность этого процесса обеспечива ...