Подлинно революционный переворот в экономической теории в 30-е годы ХХ века вызвала теория Д. Кейнса о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства. [12]
Д. Кейнс рассматривал государство не только как политический институт (орган власти), но и как экономический институт, на который возлагаются определенные экономические функции.
[4]
Государство в своем регулирующем воздействии должно было учитывать национальные интересы и на их основе определять цели развития экономики. Это существенно отличало государственное регулирование от рыночного механизма и ставило на первый план принцип целенаправленного регулирования экономики.
В качестве основовополагающего принципа Д. Кейнс выдвигал также принцип «эффективного спроса», т.е. платежеспособного спроса, ведущего к росту доходов, населения и фирм, а главным инструментом развития спроса считал поощрение инвестиционной активности. Государство, воздействуя на повышение уровня занятости, снижение цены кредита, используя государственные закупки, осуществляя расходы на социальные цели, должно тем самым стимулировать совокупный спрос.
Д. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил функциональную зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. В этой модели он важную роль отвел государству, которое должно делать все возможное, чтобы поднять предельную эффективность капитальных вложений. Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Инфляция должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капитальных вложений. В результате будут созданы новые рабочие места, что приведет к достижению полной занятости. [12]
В своей теории Д. Кейнс использовал мультипликационный эффект, вызванный своеобразной цепной реакцией, когда первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства смежных отраслей. В целом расширение инвестиций ведет к росту занятости, следовательно, и дохода общества и, соответственно, повышению потребительского спроса.
Эти новые кейнсианские принципы были использованы правительствами ведущих западных стран в своей социально-экономической политике после второй мировой войны. Они дали неплохие результаты, особенно в социальной сфере. В итоге сложился новый вариант рыночной экономики - социально ориентированная экономика. [10]
Основными отличительными чертами социально-ориентированной экономики являются:
1. плюрализм форм собственности;
2. необходимость государственного сектора экономики;
. удовлетворение наиболее значимых и первоочередных потребностей всего населения путем перераспределения доходов;
. наличие среднего класса (70-80%), обеспечивающего социальную стабильность общества. [16]
Однако и этот вариант экономики имеет уязвимые места. Перераспределение доходов хозяйствующих субъектов подрывает материальную основу и заинтересованность товаропроизводителей и предпринимателей, а использование такого рычага, как дефицит государственного бюджета, покрываемого денежной эмиссией, усиливает развитие инфляционных процессов, ведет к весьма парадоксальной ситуации - сочетанию кризисного застоя с инфляцией, получившей название стагфляция.
Все это вызвало появление новых антикейнсианских направлений в теории регулирования, предложенных неоконсерваторами. В итоге были выделены три школы неоконсерваторов: монетаризм, экономическая теория предложения и теория рациональных ожиданий.
Согласно взглядам монетаристов, государственное регулирование должно было ограничиться контролем над денежным обращением: деньги - это главное, что определяет развитие производства. Экономическая теория предложения ориентирована на увеличение совокупного предложения как средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономического роста. Гипотеза, выдвигаемая теорией рациональных ожиданий, была основана на ожидании, что принимаемые фирмами и домохозяйствами меры, связанные с их собственной выгодой, сделают проводимую государством кредитно-денежную и бюджетную политику неэффективной. [12]
Другое по теме
Роль профсоюзов на рынке труда
Несмотря на то, что профсоюзы как социальная реальность существуют давно
и прочно включены в структурную ткань общества в качестве важного его элемента,
не предпринято еще попыток осмыслить их как социально-экономический институт,
выполняющий значимые общественные функции.
Многие институты о ...