Возможность же отношений социального партнерства обеспечивается тем, что при различии конкретных собственных интересов субъектов объективно взаимосвязанные общим делом, целью и интересом. Эта общность создает возможность с учетом интересов сторон пойти на определенный компромисс и прийти к согласию интересов на взаимоприемлемой основе. Чем выше ущерб от создавшегося противоречия сторон, тем сильнее необходимость и возможность его взаимовыгодного разрешения на основе партнерских отношений.
Основные черты социального партнерства:
¾ социальное партнерство строится на сочетании необходимости и возможности согласования интересов участвующих сторон;
¾ та или иная степень сбалансированности интересов сторон служит мерилом, критерием партнерства сторон;
¾ обсуждение спорных, конфликтных вопросов и их решении путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон этих отношений;
¾ равноправие сторон, т.е. в равной силе их голосов при решении важного или спорного вопроса [8, с. 343]
На рисунке 1.1 отражены основные субъекты и принципы социального партнерства:
Рисунок 1.1 ― Субъекты и принципы социального партнерства
Насколько долго и трудно складывались в истории сами партнерские отношения, настолько же непросто и небыстро формировались принципы социального партнерства.
Главная цель социального партнерства - это достижение социального согласия, а значит, и мира.
Социальное партнерство базируется на пяти основных принципах, которые отражены также на рисунке 1.1:
¾ взаимное признание интересов сторон (партнеров) как важных и правомерных;
¾ паритетность (равенство, равноправие) на всех стадиях партнерских отношений, в том числе и при принятии решений;
¾ социальная справедливость при регулировании интересов и действий, особенно в сфере труда и распределения доходов;
¾ нахождении компромисса при решении спорных и конфликтных вопросов, так как главная цель партнерства - достижение социального согласия;
¾ взаимную ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных действий. [8, 342]
Практическая реализация принципов социального партнерства - трудная задача. Она требует учета не только своих интересов, но в равной степени и интересов партнеров. А это требует немалых условий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые и ценные плоды:
¾ сглаживание поляризации общества;
¾ повышение экономической активности всех участников созидательного проекта;
¾ обеспечение политической, экономически и социальной устойчивости.
Достижение социального согласия требует решения ряда соложеных задач, и прежде всего формирования системы социального партнерства.
Первой составляющей системы социального партнерства является выделение и четкие определения субъектов партнерских отношений, а также тех институтов (учреждений), которые могут их представлять. Исторически первая структура субъектов партнерства представлена только двумя сторонами: работниками - работодателями (собственниками средств производства). Такое двустороннее партнерство впоследствии получило название «бипартизма». Затем структура субъектов-партнеров претерпевает существенные изменения, так как в переговорном процессе начинает участвовать и государство. Возникшие трехстороннее партнерство стало называться «трипартизмом». Модель трехстороннего соглашения была затем закреплена в Конвенции Международной организации труда (№144). По этой Конвенции государство становится также социальным партнером и подписывает общенациональное партнерское соглашение (договор) наряду с союзами работников и работодателей. Наконец, субъектная структура социального партнерства еще более усложнилась - было введено многоуровневое сотрудничество. Оно означало, что принцип «трипартизма» должен соблюдаться не только на общенациональном уровне, но и на отраслевом, и на уровне субъектов хозяйствования. Это ведет к тому, что, скажем, при заключении договора на предприятии партнеры должны учитывать содержание отраслевого договора, а, принимая отраслевой договор, следует учитывать позиции, закрепленные в общенациональном договоре о социальном партнерстве. [8, с. 343]
Вторая структурная часть системы социального партнерства - объекты партнерских отношений. Кроме субъектов структуры, социальное партнерство в целом, т.е. как особая система, включает в себя и определенную структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнерство. Выше отмечалось, что вначале объектом было только тарифы заработной платы, затем объектами становились условия труда, занятость, безработица, социальная защита и др. [8, с. 344]
Другое по теме
Расчет экономической эффективности инвестиций в строительство автономной ТЭЦ
· Цель проекта:
Организация современного, конкурентоспособного и экономически эффективного производства тепловой и электрической энергии с целью снабжения жилого района тепловой и электрической энергией.
Основные технические решения:
В проекте строительства автономной ТЭЦ в соответствии с расче ...