а) производитель обязан являться монополистом или иметь какую-либо степень монопольной власти;
б) производитель должен быть способным делить потребителей на группы, имеющие различную способность платить за какой-либо продукт.
в) первоначальный покупатель не может перепродать товар или услугу.
Тогда возникает вопрос: где же применяется ценовая дискриминация? Наиболее часто она применяется при оказании услуг адвокатов, владельцев гостиниц, врачей, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой.
Ø неценовая конкуренция. Она проводится посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта.
Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила названия конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении «завоевать» часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели. Либо представляют её модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого понижения цен и расширения сбыта; с другой - « качество» - это субъективна оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и примечательной упаковки. Неценовая конкуренции путём совершенствования сбыта продукции получила название конкуренции по условия продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.
2. Научно-техническое соперничество. Борьба за повышение конкурентоспособности фирм проводится путём:
Ø разработки новой продукции; внедрения современных технологических процессов;
Ø накопления и использования научно-технической информации; приобретения и использования патентов.
При научно-техническом соперничестве используются две модели:
а) монополистическая модель, основывающаяся на том, что чистый монополист имеет возможность постоянно получать значительную прибыль за счёт нововведений. Он имеет большие финансовые ресурсы для НТП, чем соперничающие фирмы, но стимулы разрабатывать технологическую новинку или продукцию ослабевают в силу монополизированного рынка. Монополисты, чтобы избежать потерь за счёт морального износа техники и оборудования могут скрывать вновь созданную технику и продукцию
б) конкурентная модель, основывающаяся на том, что соперничающие фирмы используют самую эффективную из известной производственной техники, прибыль от НТП бывает недолговечной, т.к. конкурирующие фирмы «копируют» любую новую технику. Все конкурирующие фирмы получают прибыль от нововведений, но затраты на техническое исследование несут только разработчики.
3. Промышленно-производственное соперничество происходит в виде наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства. В условиях совершенной конкуренции производственная эффективность достигается за счёт того, что свободный вход на рынок и выход фирм с рынка заставляют фирмы работать при оптимальной норме выработке, когда удельные издержки производства стремятся к минимуму или являются минимальными. При этом цены на продукцию устанавливаются на низком уровне и согласуются со средними валовыми издержками (ATC). В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объём выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счёт этого расход ресурсов и максимизировать прибыль. Однако в условиях конкуренции положение осложняется за счёт издержек, которые могут увеличиваться или минимизироваться. При этом используются два похода - эффект масштаба и понятие «Х-неэффективности»
Другое по теме
Совершенствование систем производства и сбыта продукции в ЗАО НПО Акустмаш г. Ижевска Удмуртской Республики
сбыт планирование управление
платежеспособность
В
хозяйственной деятельности предприятия основными вопросами являются снабжение,
производство и сбыт (реализация) готовой продукции. Под готовой продукцией
подразумеваются законченные производством в данной организации изделия, работы
и услуги, к ...