Профессор К.А.Семенов дает свое определение СЭЗ, понимая их как “географические территории, которым их политические центры представляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства” [3, c.9].
В широком смысле определения СЭЗ дали московские учёные-экономисты Т.П. Данько и З.М. Окрут: « Под СЭЗ понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определённой и конкретной общенациональной, интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению её границ». Это определение вытекает при рассмотрении наиболее важных особенностей СЭЗ в следующих аспектах:
с точки зрения конкретной экономики - организационных форм хозяйственной деятельности, имеющих преимущества в её пределах.
с точки зрения размещения производственных сил на территории страны.
с точки зрения экономических отношений производства и распределения необходимого и прибавочного продукта, произведённого в СЭЗ.
с точки зрения способности к взаимопроникновению, расширению и распространению её границ на другие, связанные с нею хозяйственные сферы, отрасли, территории.
Отмечу, что при таком подходе СЭЗ - это не только и не столько обособленная географическая территория, но даже часть национального экономического пространства, где введена и применяется определённая система льгот и стимулов, не используемая в других его частях [1, с.7-8].
Однако другой экономист, В. И. Варнаков, считает, что СЭЗ можно трактовать как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы, так как СЭЗ - часть национального экономического пространства, охватывающая широкий спектр институциональных изменений, связанных с действием преференционального режима хозяйствования, который должен служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ определённого национального пространства, а не механизмов компенсации отсутствующих в этом пространстве факторов развития [5, c.10].
Но, предварительно подытожив мнения различных экономистов, можно прийти к определённым выводам: во-первых, СЭЗ - это неотъемлемая часть страны; во-вторых, на данной территории действует целая система льгот; в третьих, «свободной» зона является только в смысле освобождения от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом; в четвёртых, быть резидентом СЭЗ не значит абстрагироваться от существующего экономического правопорядка; и в пятых, СЭЗ, при верном к ним подходе, способствуют решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.
Подытожив множество дефиниций к такому понятию как СЭЗ к такому понятию как СЭЗ, следует отметить то, что более корректно назвать «свободные» экономические зоны зонами особого экономического положения (статуса), поскольку понятие «свободы» не совсем верно отражает сущность данного элемента экономической деятельности. Так как во многих из СЭЗ применяемые экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определённого правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Однако в силу укоренившейся традиции такую формулировку можно оставить, тем самым акцентируя исключительность такого явления как СЭЗ. Таким образом, я считаю, что под СЭЗ следует понимать самостоятельные территориально-географические анклавы с определённой степенью обособленности от остального экономического пространства, на территории которых действует система льгот и привилегий для достижения определённых целей и задач.
Другое по теме
Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы
Что
же такое рынок труда? Вопрос о сущности и содержании рынка труда относится к
наиболее принципиальным вопросам экономической теории. Среди отечественных и
зарубежных ученых нет единства во взглядах относительно сущности понятия «рынок
труда». Одни авторы полагают, что от категории «рынок тр ...