В Беларуси процесс функционирования СЭЗ начался лишь в декабре 1996 года, когда были выделены средства и начала формироваться администрация СЭЗ «Брест». Создание СЭЗ рассматривается в нашей республике как важное звено в реализации принципов открытой экономики государства. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Вряд ли можно говорить о неких устоявшихся тенденциях функционирования СЭЗ в Беларуси по прошествии столь короткого периода (14 лет) для таких специфических образований. Однако уже можно подвести некоторые результаты деятельности СЭЗ на белорусской земле, а также уже можно отметить достаточно чёткий круг проблем, с которыми сталкиваются резиденты, потенциальные инвесторы и администрация [4,с.45-46].
В основу концепции создания СЭЗ в Беларуси был положен международный опыт организации и развития этих территориальных образований с особым налоговым и таможенным режимом, а также совместные разработки отечественных и зарубежных специалистов. В этой работе самое активное участие принимали немецкие и китайские практики.
Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории РБ установлены:
указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996г. № 114 «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь». Этим же Указом была создана первая СЭЗ «Брест»;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 1997 № 1415 «О концепции организации свободных (специальных) экономических зон на территории Республики Беларусь», в котором были конкретизированы принципы, цели и задачи, вопросы обоснованности создания СЭЗ на белорусской земле;
Законом Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998г.
В соответствии со статьёй 1 Закона: свободная экономическая зона - это часть территории республики с точно определёнными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, что наглядно можно проиллюстрировать на примере СЭЗ «Витебск» (см. приложение В). Резидентом СЭЗ признаётся зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ. В своей деятельности резидент должен руководствоваться Законом, положением о СЭЗ, другими нормативными актами, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях предпринимательской деятельности в СЭЗ. Согласно ст.6 Закона резидент СЭЗ также в праве на общих основаниях заниматься предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ [5, с.9].
Решение о создании СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь на основе предложения Совета Министров. Президент также вправе продлить срок действия СЭЗ либо принять решение о досрочной ликвидации СЭЗ, если цели её создания не были достигнуты или её дальнейшее существование противоречит экономическим и другим государственным интересам Республики Беларусь.
Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлено:
необходимостью структурной перестройки производства в целях интеграции экономики страны в систему мирового хозяйства для того, чтобы Беларусь заняла место в мировой хозяйственной системе, соответствующее уровню её экономического, социального и культурного развития;
выгодным расположением республики в центре Европы, предопределяющим интерес зарубежных инвесторов при освоении рынка СНГ, в силу чего Беларусь может стать плацдармом для зарубежных инвесторов в освоении новых перспективных рынков стран СНГ;
особенностями экономики РБ, характеризующимися недостаточной обеспеченностью природными ресурсами и, одновременно, высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалификацией трудовых ресурсов, предполагающими ориентацию производства на экспорт высокотехнологичной продукции.
СЭЗ в РБ призваны инициировать деловую и финансовую активность, в первую очередь, внешних инвесторов, стать источником новых рабочих мест для местного населения. По мере развития зон государство рассчитывает на оживление экономики регионов, распространение деловой активности на экономику всей страны [6, с.34].
Создание и успешное функционирование СЭЗ может сыграть важную роль в переходе к рыночной экономике. Процесс разработки и реализации политики СЭЗ будет способствовать осознанию тех проблем, с которыми сталкивается Беларусь в конкуренции с другими странами за инвестиции, и поможет повысить конкурентоспособность белорусской экономики в области инвестиций и торговли.
Другое по теме
Расчет экономической эффективности техники
Бетоносмеситель СБ-94 входит в комплект оборудования бетонных заводов и установок и бетоносмесительных цехов заводов железобетонных изделий. Он применяется для перемешивания материалов и для приготовления бетонов и растворов.
В гравитационных смесителях исходные компоненты смеси поднимаются во вращающемся ба ...