) территории, отведённые для СЭЗ в РБ, являются слишком большими на данном этапе становления, что даже невозможно произвести ограждение и тем более сформировать необходимую и эффективную инфраструктуру. В новой редакции закона «О свободных экономических зонах» [7] сделаны некоторые попытки решения данной проблемы. Финансирование создания и развития СЭЗ, в том числе производственной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, обслуживания имущества, находящегося в республиканской собственности и переданного в оперативное управление администрации СЭЗ, иных расходов, связанных с её функционированием, включая содержание администрации, осуществляется из республиканского бюджета и иных источников в соответствии с законодательством. Для финансирования инфраструктуры СЭЗ, рекламной, издательской деятельности и других целей формируется фонд развития СЭЗ.
Что касается перспектив развития СЭЗ, то повышение эффективности работы зон требует решения комплекса задач:
1) необходимо изменить модель управления СЭЗ - создать высший государственный орган управления зонами. Его создание будет способствовать повышению инвестиционной активности; обеспечению комплексности в управлении процессом функционирования зон; оперативному реагированию на возникающие проблемы, изменяющиеся условия осуществления деятельности на территории зон; гармоничному сочетанию республиканских и местных интересов; координации связей между налоговыми, таможенными, банковскими и другими службами, местными органами управления и администрациями СЭЗ; ускорит принятие тех или иных решений, связанных с совершенствованием условий функционирования СЭЗ [15, c. 49-51].
) активизация привлечения иностранных инвестиций с помощью:
-привлечения акционерных государственных предприятий с состав СЭЗ;
государственно-частного партнёрства. Это не только участие капиталов, но и передача собственности в управление более мобильной частной компании. Она организует менеджмент и управляет собственностью в соответствии со стандартами, установленными государством [13].
) развитие каждой СЭЗ с учётом существующей специализации региона и расширение специализации СЭЗ с целью привлечения инвестиций в сферы экономики и производства, необходимые для развития территории, на которой расположена зона. При этом представляется целесообразным связать проекты, реализуемые в рамках СЭЗ, единой концепцией, т.е. обеспечить взаимодополняемость планируемых к строительству предприятий.
) формирование налогового режима, конкурентоспособного по сравнению с режимами СЭЗ в России и странах Юго-Восточной Азии.
) необходимо предоставить администрации СЭЗ право самостоятельно сдавать в аренду государственное имущество. Арендные платежи будут поступать в фонды развития СЭЗ и использоваться на развитие инфраструктуры зон.
) увеличение свободных производственных помещений, планируемых для размещения новых инвестиционных проектов.
) совершенствование механизма предоставления земельных участков, находящихся в границах СЭЗ, под реализацию инвестиционных проектов.
) необходимо разработать механизм долевого участия в развитии инфраструктуры территории СЭЗ средств республиканского, местного бюджетов и резидентов зоны.
) расширение типа СЭЗ, определив их специализацию в том числе в сфере туристско-рекреационной деятельности [10, c.133], поскольку туристический бизнес приобретает в современном мире всё большую значимость.
В работе было рассмотрено современное состояние СЭЗ РБ, итоги их функционирования за последние годы и тенденции развития:
заинтересованность иностранных и отечественных инвесторов, представляющих малый и средний бизнес;
фактическое функционирование СЭЗ не как комплексных, а как промышленно-производственных зон с размещением на их территории производств с неглубокой степенью переработки;
преобладание выпуска товаров, не основанных на высоких технологиях;
равнонаправленность экспортных и импортных операций;
более высокая результативность деятельности предприятий с иностранным капиталом;
ориентированность резидентов без иностранных инвестиций на реализацию продукции на внутреннем рынке, а предприятий с иностранными инвестициями - на внешнем;
финансирование развития инфраструктуры за счёт средств республиканского бюджета и фонда развития СЭЗ;
углубление процесса реинвестирования.
К сожалению, легче выявить проблемы функционирования, нежели определить выгоды. Нестабильность налогового законодательства, неприемлемость валютного и таможенного регулирования, отсутствие в экономике институциональных рамок, минимально гарантированного «пакета услуг», непродуманные рентные отношения, неразвитость инфраструктуры, непонимание чиновников, множество бюрократических барьеров - это основные проблемы функционирования СЭЗ на сегодняшний момент.
Другое по теме
Рынок труда РК этапы становления и современное состояние. Перспективы развития рынка труда в РК
В настоящее время в Казахстане продолжается сложный и весьма
противоречивый процесс трансформации экономики, в рамках которого происходят
глубокие преобразования в системе отношений занятости. Основным направлением
этого процесса является формирование рынка труда, что коренным образом меняет
в ...