Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышли на новую стадию их решения.
В 2007-2009 гг. для российской экономики как никогда ранее остро стоит проблема оценки эффективности государственной деятельности.
В данном случае Россия не одинока, так как в последние годы правительства многих стран заняты поисками новых путей к достижению более высокого уровня экономической эффективности деятельности государства.
Однако сейчас не существует комплексного методологического подхода, позволяющего системно подойти к решению проблемы эффективности государственных мероприятий.
Поскольку интегральная оценка эффективности государственного участия в экономической жизни страны принципиально невозможна, то расчеты могут вестись по экономическим блокам - определенным направлениям государственной деятельности.
Поскольку эффективность государственного сектора оценивается стандартным способом и не вызывает особых трудностей, то вполне реально оценить и эффективность государственных вложений (расходов). Однако за рамками анализа останется такая часть государственного участия, как государственная собственность.
Основная трудность состоит в том, что такие государственные объекты не оформлены в виде юридических лиц и в этой связи не попадают в состав государственного сектора экономики. В данном случае следует оценивать эффективность действующего объекта, как такового, а не эффективность тех финансовых вложений, которые были произведены при его создании и за период эксплуатации. Таким образом, «мертвая» и «пассивная» государственная собственность редуцируется к активным государственным действиям - финансовым операциям. Тем самым достигается единая методологическая линия при определении эффективности государственного участия в экономике.
В большинстве случаев государственные вложения в государственные предприятия предполагают не только экономическую, но и многоаспектную социальную отдачу. Проблема эффективности государственного участия выходит за рамки чисто экономической и понимается в максимально широком смысле. Многоаспектность государственной деятельности порождает подход, в соответствии с которым формируется вектор показателей - индикаторов, косвенно характеризующих ее результаты. Затем сформированный вектор частных (индивидуальных) индикаторов сводится к скалярной величине с помощью процедуры усреднения, частным случаем которой может служить система весовых коэффициентов.
Другое по теме
Рыночная конкуренция сущность, виды и значение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший «организм»,
состоящий из большого количества разных финансовых, информационных,
коммерческих и производственных структур, которые взаимодействуют на фоне
разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием -
« ...