Получаемая таким образом на выходе условная оценка показывает тот социально-экономический эффект, который получен в результате осуществления соответствующих финансовых вложений.
Такая процедура оценки эффективности государственного участия используется во всем мире, являясь по существу безальтернативной.
«Векторный» подход порождает ряд требований к организации отчетной информации.
Государственные мероприятия носят по существу некоммерческий характер и оправданны только с точки зрения тех социальных и стратегических целей, которые преследует государство. Это автоматически предполагает еще одну линию при оценке эффективности государственного участия, а именно: сравнение ожидаемых и фактических результатов государственной деятельности.
Такой подход определяется тем фактом, что централизованное выделение финансовых средств государства и развитие государственного сектора экономики на практике достаточно жестко планируются.
Иными словами, в отношении государственных начинаний используются программно-целевые методы экономического обоснования. В связи с этим правомерна оценка выполнения тех проектировок, которые были заложены в основу того или иного государственного мероприятия.
Ранее в отечественной практике аналогичная работа проводилась при оценке выполнения народно-хозяйственных планов. В настоящее время данная линия в оценке эффективности государственных программ находит широкое применение за рубежом (например, в департаменте обороны Голландии).
Характерно, что нисходящие тенденции в государственной собственности (основных фондов и капитальных вложений) идут вразрез с динамикой доли государственных расходов. Последняя была стабильна во времени и на разных этапах имела разные направления изменений, то есть государство довольно долго легко уступало свои позиции в части малоэффективной собственности и, наоборот, всячески старалось сохранить положение в текущей финансовой жизни.
Важен тот факт, что усредненный коэффициент государственного участия в экономике был значительно выше интегральной доли госсектора. Это означает, прежде всего, что роль государства ни в коем случае не должна отождествляться с удельным весом госсектора, который может вводить в заблуждение относительно истинного размаха деятельности государства. Здесь хорошо видна разница между государственной собственностью (индикатором ее масштабов служит показатель доли соответствующих фондов), государственными расходами и госсектором, масштабы которого, в свою очередь, определяются путем усреднения нескольких показателей.
Снижение нагрузки на расходную часть государственного бюджета стало возможным во многом благодаря активному сжатию госсектора экономики. Однако связь между этими характеристиками весьма неоднозначна. Произошедшие сдвиги привели, прежде всего, к усилению «бюджетной насыщенности» госсектора, что при прочих равных условиях содействует повышению его качества и конкурентоспособности.
Следует выделить главные формы и методы вмешательства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество; экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.
Другое по теме
Роль профсоюзов на рынке труда
Несмотря на то, что профсоюзы как социальная реальность существуют давно
и прочно включены в структурную ткань общества в качестве важного его элемента,
не предпринято еще попыток осмыслить их как социально-экономический институт,
выполняющий значимые общественные функции.
Многие институты о ...