В промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий.
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях. Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т.е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.
Монопольная прибыль зачастую не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая таким образом издержки в частном секторе.
Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут: правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.
Госсектор играет заметную роль в структурной государственной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях и регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну.
Оценивая происходящие в этой области процессы в России, можно сожалеть по поводу отсутствия политики в государственном секторе и последовательного разрушения в последние годы тех отраслей, которые составляют инфраструктуру экономики, обеспечивая жизнедеятельность страны, ее оборону, безопасность и экономическую независимость.
Отсутствие политики в этой области проявляется в следующем: нет четкого определения и понимания того, что есть и должно остаться государственной собственностью сегодня, завтра и послезавтра, как нет и критериев для выделения отраслей, функционирование которых может быть нормальным лишь в рамках государственной собственности; игнорируется не только советский опыт (который западные страны, кстати говоря, весьма активно используют), но даже и исторический опыт Российской Федерации в целом, с его традициями, сильными и слабыми сторонами, т.е. закрываются глаза на важнейшее условие - преемственность развития; происходит разрушение военно-промышленного потенциала, стихийная конверсия осуществляется на основе довольно уродливого критерия - сокращения государственных заказов со стороны Министерства обороны Российской Федерации. Такой подход грозит стране потерей передовых технологий в области производства вооружения, да и не только в этой области. Причина кроется, прежде всего, в отсутствии реального, действенного критерия осуществления конверсии. Таким критерием может и должна быть военно-техническая доктрина, которая определяет потребность в материально-техническом обеспечении и с тактической, и со стратегической перспективой развития вооруженных сил.
Другое по теме
Трансформация отношений собственности в России
В
развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии
товарного производства решающую роль играет собственность.
Для
перехода к рыночной экономике необходим ряд условий, среди которых важнейшим
является наличие многообразных форм собственности. Обоснование не тол ...