. Завоевание лидерства по показателям качества;
. Снятие сливок.
Ценообразование в условиях рынка является процессом, также подверженным воздействию многих факторов. Факторы рыночного ценообразования - это взаимосвязанный комплекс экономических сил и интересов, оказывающих основное воздействие на формирование цен.
Внешние факторы - это факторы макроэкономического уровня, определяющие общую динамику или стабилизацию цен, они не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций и условий в государстве и за его пределами. К ним относятся политическая стабильность в стране, финансово-кредитная сфера и денежная политика, потребители товаров, масштабы государственного регулирования цен, участники каналов товародвижения, конкуренция, издержки производства, обращения и реализации, а также темп инфляции, обеспеченность основными ресурсами, уровень бюджетного дефицита, совершенствование налогового законодательства, внешняя экономическая политика государства.
Внутренние факторы - это факторы микроэкономического уровня, они зависят от деятельности предприятия, определяют и направляют его финансово-хозяйственную деятельность. К ним относятся способ производства, жизненный цикл товара, особые потребительские свойства товара и его новизна, ориентация на рыночные сегменты, организация сервиса и сервисного обслуживания, авторитет и имидж фирмы, товарная марка (знак) и сертификат качества, реклама и продвижение товара.
Все факторы ценообразования делятся на контролируемые и неконтролируемые предприятием. Контролируемыми факторами являются такие, которые управляются высшим руководством предприятия, его функциональными службами и подразделениями. Неконтролируемыми факторами являются такие, которые не зависят от предприятия (фирмы), т.е. оно не может влиять на них. Предприятие должно учитывать в проводимой работе неконтролируемые факторы и приспосабливаться к их воздействию, вырабатывать меры для обеспечения успеха своей финансово-хозяйственной деятельности.
При выборе ценовой стратегии предприятия выявляют и анализируют основные факторы, оказывающие влияние на цены (см. рис. 1.1).
Рисунок 1.1 - Факторы, влияющие на установление цен
Рассмотрим подробнее каждый из этих факторов:
1. Потребители (покупатели) товаров оказывают значительное влияние на принятие предприятием оптимального решения по ценам. Взаимосвязь между ценами и количеством сделанных покупок по ним можно объяснить двумя причинами. Первая состоит в воздействии законов спроса и предложения и ценовой эластичности. Другая, заключается в неодинаковой реакции покупателей различных сегментов рынка на цену товаров и их различной ориентации в покупках.
2. Государство с помощью различных мер, методов и правил вмешивается в хозяйственную жизнь предприятий и, соответственно, влияет на процессы ценообразования, что с целью стабилизации экономических процессов в государстве осуществляется через законодательную, финансовую, кредитную, бюджетную, валютную, ценовую, налоговую, таможенную, структурную и инвестиционную политику.
Правительство осуществляет государственное регулирование цен, которое осуществляется в двух формах:
• административное (прямое) регулирование цен;
• экономическое (косвенное) регулирование цен.
Административное регулирование ценообразования достигается путем принятия законодательных и нормативных актов, определения правил ценообразования и рыночной борьбы, развития конкуренции, установления и применения фиксированных или регулируемых цен и тарифов, предельных уровней рентабельности и размеров надбавок (наценок).
Другое по теме
Системное исследование корпорации Starbucks
системный экономический анализ
«От того, что мы понимаем под системой, в значительной
степени зависит решение вопроса о специфических признаках системного подхода и
системного анализа, а также в целом системных исследований [1]. Слово «система»
(от греч. systema) означает нечто составленное из
...