5. Конечная цена товара зависит от важного фактора макроэкономической конъюнктуры - издержек производства, обращения и реализации товаров, оказывающих определяющее воздействие на формирование цен (затраты на приобретение оборудования, сырья, полуфабрикатов, рабочей силы, отдельных компонентов товара и его сохранение, транспорт, упаковку, охрану окружающей среды, рекламу, продвижение и реализацию товара). Указанные издержки не могут полностью контролироваться предприятием, но обязательно должны быть учтены при рыночном ценообразовании.
В условиях рынка часто складывается ситуация, когда предприятия понижают или повышают цены, что обусловлено вполнеобъективной причиной - изменением конъюнктуры рынка и является нормальной практикой в ценообразовании.
Изменение цен по-разному будет влиять на объемы продаж и прибыль в зависимости от эластичности спроса (рынка). В условиях неэластичного или слабо эластичного рынка предприятие может позволить себе увеличивать цены, повышая долю прибыли в цене, в то время как снижение цен не приведет к росту продаж и нецелесообразно. Эластичный рынок весьма чувствителен к изменению цен, и действия предприятия должны быть обоснованы. Повышение цен на нем приводит к переключению спроса на другие товары или на товары конкурентов. Снижая цены, необходимо осуществить анализ изменения выручки, затрат и прибыли. Существует ряд закономерностей выявляющих зависимость между изменениями цен и изменением величины получаемой прибыли (см. табл. 1.3).
Таблица 1.3 - Воздействие изменения цен на прибыль
Прибыль |
Рост цен |
Снижение цен |
Прибыль увеличивается |
Наличие неудовлетворенного спроса. Необоснованно низкая первоначальная цена в сравнении с той, которую согласны заплатить при покупке. Рынок нечувствителен к ценам. Конкуренты также повышают цены Более высокая цена делает товар привлекательным в глазах потребителей или приводит к расширению сегмента покупателей. Складывается ситуация, когда возрастает вместительность рынка (рост доходов, улучшение экономического положения в стране). |
Высокая эластичность спроса на товар, в результате чего объем продажи возрастает быстрее, чем уменьшается относительная прибыль. Цена в базовом варианте была необоснованно завышенная, и ее снижение расширило сегмент потребителей. Затраты на единицу товара (изделий) снижаются большими темпами, чем прибыль (к определенному моменту). Снижение цены содействует выходу на новые рынки сбыта. Уход конкурирующих предприятий из рынка и рост спроса. |
Прибыль |
Рост цен |
Снижение цен |
Прибыль уменьшается |
Высокая инфляция, обусловленная ростом цен на факторы производства: они растут быстрее, чем цена на товар, в результате снижается относительная прибыль в единице. Высокая чувствительность спроса покупателей; темп роста цены ниже, чем темп снижения объема продажи. Первоначальная цена была обоснованной в глазах потребителей, и ее рост приводит к отказам от покупок. Конкуренты оставляют цены на бывшем уровне. Рост цен опережает доходы потребителей (ухудшение экономического положения). Наличие товаров-субститутов довольно большое, и цены на них растут меньшими темпами или постоянные |
Рынок совсем нечуткий к изменению цены или эластичность спроса слабая, поэтому не меняется объем продажи. Конкуренты также снижают цены. Первоначальная цена была обоснованной, и покупатели рассматривают ее снижение как ухудшение качественных характеристик товара. Предприятие ставило задачу расширения частицы рынка, не обращая внимания на прибыль, или путем снижения цены старалось не допустить на рынок конкурентов. Ситуация в экономике настолько кризисная, что снижение цен не компенсирует снижение доходов потребителей |
Другое по теме
Совершенствование управления системой мерчайндайзинга (по материалам компании ЗАО Тандер)
Рекламная деятельность оказывает значительное влияние на продвижение
товаров и услуг на российском рынке. Актуальность этой темы - однозначна т.к.
реклама является важнейшей частью целенаправленной работы по сбыту товаров и
формированию спроса покупателей, также реклама доводит до покупателя ра ...