Совершенствование межбюджетных отношений выступает непременным условием построения российского государства на принципах федерализма. От эффективности межбюджетных отношений в значительной степени зависит не только финансовая стабильность страны, но и решение важнейших социальных и государственно-политических задач. На данный момент можно обозначить несовершенство межбюджетных отношений в РФ, которое проявляется в недоработке достаточного опыта в механизме разграничения полномочий между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Недостаток проявляется в том, что большая часть доходов уходит в вышестоящий бюджет, не позволяя выполнять вопросы экономического роста территории в связи с отсутствием на это необходимых средств. Сложившаяся система межбюджетных отношений ставит под вопрос динамичное социально-экономическое развитие, как субъекта РФ, так и муниципалитета. В свою очередь, в системе происходит деградация, а именно, снижается минимизация уровня инфляции, происходит дифференциация населения по уровню доходов, развивается коммерциализация здравоохранения, наблюдается отсутствие конкуренции в торговле, сокращается совокупный спрос. В качестве актуальных проблем региона на этой почве выступают: не достаточно рациональная организация рынка труда; сокращение численности населения области, низкий уровень жизни значительной части населения, состояние ЖКХ, отток квалифицированных кадров. В связи с данными обстоятельствами тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Представляя собой элемент рыночной экономики, межбюджетные отношения характеризуются присущими ей недостатками и противоречиями. По-прежнему отсутствует консолидация мнений и позиций по вопросам бюджетного федерализма и межбюджетных отношений, а также бюджетной и налоговой политики. Сохраняется фрагментарный, поверхностный характер совершенствования межбюджетных взаимодействий. При этом на фоне общей неурегулированности межбюджетных отношений наиболее серьезные проблемы и противоречия наблюдаются на субфедеральном уровне, описываемом моделью «регион-муниципальные образования». В связи с этим сложившаяся система межбюджетных отношений нуждается в радикальном совершенствовании. В то же время кардинальное улучшение межбюджетных взаимодействий на основе традиционных подходов практически невозможно. С целью комплексного решения проблемы совершенствования межбюджетных отношений в регионе представляются крайне необходимыми разработка и реализация качественно новых, нетривиальных, прогрессивных подходов к ее решению.
Вышеизложенное предопределило актуальность темы выпускной квалификационной работы, ее цель и задачи исследования.
Современные исследования по вопросам совершенствования межбюджетных отношений не только не исчерпали проблемы, но и напротив, обнаружили целесообразность и необходимость активизации научного поиска в этом направлении.
Целью работы явилось разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации.
Достижение поставленной цели работы потребовало решения следующих задач:
определить содержание, роль и значение межбюджетных отношений на основе концепции бюджетного федерализма;
систематизировать теоретико-методологические основы организации межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации;
раскрыть на основе анализа особенности современной системы межбюджетных отношений в Российской Федерации на региональном уровне;
выявить специфические черты, недостатки и характерные тенденции развития межбюджетных отношений в Курской области;
обосновать необходимость реформирования современной системы межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации;
обозначить пути совершенствования и оптимизации регионального уровня межбюджетных отношений, укрепление финансовых основ субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
определить роль, значение и формы применения информационно-аналитических механизмов в организации и совершенствовании межбюджетных отношений.
Объект исследования - совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе формирования и исполнения бюджетов на региональном уровне.
Предмет исследования - межбюджетные отношения в Курской области, процессы и развитие.
В процессе исследования использовались научные методы наблюдения, сравнения, экономического анализа, методы графического анализа информации и другие.
Нормативно-правовую базу работы исследования составили действующие нормативные акты в области бюджетного устройства, бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, а также соответствующие нормативные акты Курской области.
Информационно-аналитической базой исследования послужили материалы Министерства финансов Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, региональные программы в области реформирования межбюджетных отношений, материалы научно-практических конференций по проблемам формирования и исполнения бюджетов разных уровней, информация, опубликованная в периодической печати и специализированных изданиях, а также практические материалы комитета финансов Курской области.
Теоретические основы межбюджетных отношений в Российской Федерации
Другое по теме
Рынки факторов производства
Спрос
на товары и услуги, причиной которого является спрос на товары конечного
потребления, называется производным спросом.
В
частности, производным спросом является спрос на ресурсы, поскольку он основан
на вкладе этих ресурсов в производство товаров конечного потребления.
Существует
б ...