Себестоимость продукции оценивается с помощью системы показателей, которые отражают[13]:
затраты на натуральную единицу продукции (себестоимость единицы продукции). Используются тогда, когда выпускается одно изделие
всю сумму затрат на продукцию (полная себестоимость) или часть продукции (полная себестоимость сравнимой продукции);
затраты на единицу стоимости произведенной или реализованной продукции (затраты на рубль продукции), т. е. это общая сумма затрат, отнесенных на себестоимость продукции, к тому же самому объему продукции в ценах предприятия.
Затраты на единицу продукции представляют собой частное отделения всех затрат на тот или иной вид продукции на ее количество. Для анализа этот показатель целесообразно использовать только при выпуске ограниченного круга видов изделий. Такой анализ необходим, прежде всего, для правильного определения направлений ценовой политики предприятия.
Для анализа всей суммы затрат на изготовление разнородной продукции необходимо разделение продукции на сравнимую и несравнимую. Такое разделение имеет значение для прогнозирования роста или снижения затрат в зависимости от этапов жизненных циклов выпускаемой продукции как товара на рынке.
К сравнимой товарной продукции относятся все изделия, производившиеся на предприятии в отчетном году, выпуск которых осуществлялся и в прошлом году, если тогда их производство не носило опытного характера и не находилось в стадии освоения. Вновь осваиваемые изделия в ее состав не включаются.
Анализ этих двух показателей проводится с помощью составления аналитических таблиц, в которых проводится расшифровка затрат в рамках определенной классификации, приводятся данные о базисном, плановом и отчетном периоде, выполняется сравнение.
Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции. Применение этого показателя дает возможность оценивать изменение себестоимости по предприятию независимо от ассортимента производимой продукции и изменения ее структуры. Кроме того, этот показатель непосредственно связан с прибылью от данной продукции. Показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции определяется отношением себестоимости товарной продукции к ее стоимости в оптовых ценах предприятия:
где с - себестоимость единицы продукции; р - цена единицы продукции; q - объем вида продукции.
Из формулы видно, что показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции изменяется под влиянием следующих факторов первого порядка:
изменение структуры выпущенной продукции;
изменение затрат на отдельные виды продукции;
изменение цен на товарную продукцию.
Влияние этих факторов можно определить способом цепных подстановок.
Исходя из экономического содержания себестоимости продукции, показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции можно разложить на три основных элемента процесса производства на основе сметы затрат на производство продукции:
где М - материальные затраты в себестоимости продукции; ЗП - затраты по оплате труда; А - амортизация и расходы на текущий ремонт; ТП - товарная продукция.
Таким образом, показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции выражает совокупность материалоемкости, трудоемкости (зарплатоемкости) и фондоемкости (амортизациоемкости) продукции, а анализ его изменения позволяет определить влияние отдельных элементов производственного процесса по их удельному весу и определить направление поиска резервов снижения себестоимости продукции.
Факторы производства
Производственной мощностью (ПМ) называют расчетный показатель максимально возможного годового (или суточного) выпуска продукции на предприятии, выраженный в натуральных единицах готовой продукции или объемом перерабатываемого сырья. Производственная мощность предприятия обычно измеряется в натуральных единицах, но если предприятие выпускает широкий ассортимент продукции, производственная мощность может измеряться денежным эквивалентом.
Другое по теме
Резервы роста производительности труда
В результате трудовой деятельности производятся товары и услуги, которые
характеризуются, во-первых, издержками производства, или , рыночной стоимостью,
во-вторых, себестоимостью . Соотношение этих двух величин по каждому виду
товаров и услуг, умноженных на их объём, определяет прибыльность и
...