Расходование средств производилось исходя из обеспеченности приоритетов в области социальной сферы, экономически значимых мероприятий.
За исследуемый период областной бюджет Курской области является социально направленным. В структуре расходов областного бюджета Курской области наибольший удельный вес занимают расходы на финансирование социальной сферы. Значительное внимание уделяется социальной политики, удельный вес которой в 2011г. составил 20,8% всех расходов бюджета. В этих целях средства направляются на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения и социальное обеспечение населения при оплате коммунальных услуг, приобретении жилья, проезде За период 2009 - 2011 гг. наиболее значительный рост расходов произошел по следующим направлениям: «Образование» на 5283,8 млн. рублей; «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 4394,1 млн. рублей; «Социальная политика» на 4178,5 млн. рублей. Большой объем расходов занимает статья «Национальная экономика» - 7 838,4 млн. руб. в 2011г. За 3 года данные расходы увеличились на 63 %.
Расходы на отрасли народного хозяйства осуществляются в соответствии с принимаемыми федеральными органами и органами государственной власти области решениями по упорядочению цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы, жилищно-коммунальные услуги, пассажирские перевозки населения.
В структуре расходов также значительные расходы направляются на «Жилищно-коммунальное хозяйство». В период с 2009 по 2011гг. расходы увеличились в 2 раза и составили 1165,1 млн. рублей. В этих целях средства направляются на мероприятия по капитальному ремонту жилищного фонда и переселению граждан из аварийного жилищного фонда с участием средств Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
За анализируемый период наблюдается снижение удельного веса по разделу «Межбюджетные трансферты» на 30%. Это говорит о том, что в настоящее время большая часть доходов сосредоточена в региональном бюджете, которые потом перераспределяются местным бюджетам.
Политика органов государственной власти в сфере межбюджетных отношений направлена на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, повышение инициативы и ответственности при осуществлении бюджетного процесса в городах, районах и поселениях области. Несмотря на проблемы по обеспечению сбалансированности областного бюджета в 2011 году, раздел «межбюджетные трансферты» является приоритетным.
Для анализа межбюджетных отношений рассмотрим состав и структуру безвозмездных поступлений в доходы областного бюджета в 2009-2011 г.г таблица 9.
В 2011г. в бюджет Курской области из вышестоящего бюджета было выделено безвозмездных поступлений на сумму 11090,5 млн. рублей (средства федерального бюджета). По сравнению с уровнем 2009г. данные поступления увеличились на 6,7% или на 698,9 млн. рублей.
Таблица 9 - Состав и структура безвозмездных поступлений в доходы областного бюджета
В процессе исполнения областного бюджета Курской области в 2009 году обеспечено поступление финансовой помощи от бюджетов других уровней в виде дотации в объеме 2788,8 млн. руб. или 26,8% от объема безвозмездных поступлений, в 2010 году - 2268 млн. руб. или 22,7%, в 2011 году - 3167,7 млн. рублей или 28,5%. Дотации в первоочередном порядке направлялись на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Объем дотаций в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 13,6 %. Финансовая помощь в виде субвенции получена в 2009 году в объеме 1815,5 млн. рублей или 17,5% от объема безвозмездных поступлений, в 2010 году 3422,3 млн. рублей или 34,3%, в 2011 году -2356,5 млн. рублей или 21,2% от объема безвозмездных поступлений. Субвенции в областной бюджет поступали на выполнения полномочий, делегированных Курской области с федерального бюджета.
Наибольший удельный вес в составе безвозмездных поступлений составляют субсидии. Финансовая помощь в виде субсидий получена в 2009 году в объеме 3708,2 млн. руб. или 35,7% от объема безвозмездных поступлений, в 2010 году - 3883,5 млн. руб. или 38,8%, в 2011 году - 4402,9 млн. руб. или 39,7%. Субсидии в областной бюджет направлены на осуществление капитального ремонта автомобильных дорог, на оказание дополнительной медицинской помощи, на обеспечение жильем молодых семей и на другие цели.
Данные средства финансовой помощи направляются на текущие выплаты ежемесячных пособий на детей, возмещение затрат по бесплатному проезду детей на территории области, выплату пособий детям, находящимся под опекой и попечительством, возмещение выпадающих доходов по углю, разницы в тарифах по ЖКХ, компенсации коммунальных услуг и на другие выплаты.
Другое по теме
Роль государства в рыночной экономике
Экономические школы о роли государства в экономике
...