Столь разнородные по видам доходы местных бюджетов для объединения в группу «собственные доходы» должны соответствовать определенному базовому критерию, общему для всех. Таким критерием является возможность органа местного самоуправления непосредственно влиять на объемы мобилизации дохода. Безусловно, это справедливо лишь для доходов, закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе.
К таковым относятся местные налоги, а также закрепленные на постоянной основе налоговые доходы от федеральных и региональных налогов, поступающие в бюджеты муниципальных образований по установленным Бюджетным кодексом РФ нормативам отчислений.
Поэтому исключение Бюджетным кодексом из состава собственных доходов местных бюджетов субвенций логично. Указанные средства предоставляются органам местного самоуправления на финансирование конкретных полномочий, переданных органами государственной власти более высокого уровня.
Соответственно, включение же в состав собственных доходов безвозмездных поступлений в виде дотаций и субсидий от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, нелогично и противоречит приведенному критерию [29, c. 321].
Таким образом, доходы бюджетов муниципальных образований образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений.
Как было отмечено ранее, реформирование местного самоуправления вместе с проводимой реформой бюджетного процесса в стране предопределяют высокую актуальность проблем создания прочной финансовой базы муниципалитетов, основу которой составляют местные бюджеты.
Основная часть бюджетов муниципальных образований высокодотационна. Это связано, прежде всего, и больше всего с тем, что различия в уровне социально-экономического развития между муниципалитетами, также как и между субъектами Российской Федерации, довольно значительны, что особенно сильно проявляется в муниципальных бюджетах.
Разветвленная система бюджетного регулирования, организуемая государством, не в полной мере обеспечивает сбалансированность местных бюджетов. Реализация же их собственных прав и обязанностей в данном вопросе непосредственно связана с возможностями наращивания собственного налогового потенциала, что и должна учитывать бюджетно-налоговая политика государства.
В данной связи заслуживают внимания, прежде всего, такие перспективные налоговые источники, как налоги на совокупный доход, на имущество и на доходы физических лиц.
Муниципальные власти заинтересованы в росте налоговых поступлений в местные бюджеты за счет расширения и увеличения налогооблагаемой базы, увеличения числа лиц, занятых предпринимательской деятельностью, роста дохода граждан, проживающих на той или иной территории. Преимущества налогообложения малого бизнеса наиболее ощутимы именно на местном уровне, поскольку создание всех необходимых условий и стимулов для его развития находится в ведении именно муниципалитетов.
Малые предприятия представляют собой, как правило, быстрореализуемые инвестиционные проекты, требующие гораздо меньших по сравнению с крупными предприятиями первоначальных капиталовложений. Это та сфера деятельности, в которую легче привлечь сравнительно мелкие сбережения на селения при минимальной поддержке местной администрации.
Как представляется, существует необходимость конституирования в качестве местных налогов единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единого налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения, имея в виду, что именно органы местного самоуправления лучше всех знают специфику малого бизнеса на собственных территориях, на которые будет распространяться действие указанных двух налогов. И, что немаловажно, передача на муниципальный уровень этих налогов (ныне используемых в рамках специальных налоговых режимов) способствовала бы честной и добросовестной конкуренции между территориями по развитию малого бизнеса.
Переход на уплату единого налога на вмененный доход позволил многим субъектам малого предпринимательства легализовать свою деятельность, высвободить финансовые средства для расширения и модернизации производства, повышения заработной платы работникам. Поэтому одной из мер по увеличению налогооблагаемой базы по единому налогу на вмененный доход явилось бы расширение перечня видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению данным налогом.
Другое по теме
Рынок труда в Санкт-Петербурге
Маркетинг - это рыночная концепция управления
производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирм и предприятий,
направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов
потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг.
Цели маркетинга - формир ...