Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является объективной экономической категорией, т.е. инструментом, функционирующим только на основе экономических законов. В любом обществе цена отражает действующую модель управления экономикой, являясь ее производной. Ценовая политика представляет собой важный элемент общей стратегии предприятия, непосредственно входит в такой крупный ее раздел, как рыночная стратегия. Она сочетает в себе как стратегические, так и тактические аспекты и в наиболее общем виде может быть определена как деятельность руководства предприятия по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, осуществляемая в русле общей стратегии предприятия и направленная на достижение его целей и задач. Стратегические аспекты ценовой политики включают договорные мероприятия по установлению и изменению цен, направленные на регулирование деятельности всей производственной и товаропроводящей сети предприятия, и поддержание конкурентоспособности производимых товаров и услуг в соответствии с целями и задачами общей стратегии фирмы.[53] Тактические аспекты ценовой политики включают мероприятия краткосрочного и разового характера, направленные на устранение деформации в деятельности производственных подразделений и товаропроводящей сети, которая возникает вследствие непредвиденных изменений цен на рынках и (или) поведения конкурентов, ошибок управленческого персонала, и могут иногда идти вразрез со стратегическими целями стратегии предприятия.
Избираемые предприятием стратегические формы ценовой политики и варианты ее осуществления непосредственно вытекают из проводимой ею рыночной стратегии. В зависимости от применяемой комбинации вариантов рыночной стратегии избирается конкретная форма осуществления ценовой политики или соответствующая комбинация таких форм. [24]
Вот некоторые формы ценовой политики:
. Добиться такого уровня цен, верхний предел которого обеспечивал бы предприятию максимальную прибыль.
. Обеспечить предприятию "нормальную прибыль" (возмещение издержек производства плюс средняя норма прибыли).
. Вести политику "ценовой" конкуренции.
. Осуществлять политику "неценовой" конкуренции.
. Устанавливать цены на уровне "лидера" или цен конкурентов.
. Обеспечивать "престижные" цены, особо подчеркивая высокое качество товара.
. Поддерживать с помощью цен определенный процент прибыли на авансированный капитал.
. Регулировать цены, обеспечивающие стабильность объемов и номенклатуры продукции.
. Добиваться стабильности цен и прибыли маневрированием факторами производства.
. Устанавливать цены в целях вытеснения конкурентов с внутреннего или мирового рынка.
. Устанавливать низкие цены, включая демпинговые, для проникновения на рынок.
Любое предприятие должно иметь упорядоченную методику установления цен на производимые им товары и услуги.
При разработке ценовой политики и стратегии предприятия необходимо:
определить оптимальную величину затрат на производство и сбыт продукции предприятия для обеспечения получения прибыли при уровне цен на рынке, который предприятие может достичь для своей продукции;
установить полезность продукции предприятия для потенциальных покупателей (потребительские свойства) и меры по обоснованию соответствия уровня запрашиваемых цен на продукцию их потребительским свойствам;
найти величину объема продаж продукции или долю рынка для предприятия, при котором его производство наиболее прибыльно.
Другое по теме
Совершенствование механизма снижения затрат предприятия
Получение
наибольшего эффекта от деятельности предприятия с наименьшими затратами,
экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как
решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Непосредственной
задачей экономического анализа являются: проверка обосн ...