Убыточность ряда российских естественных монополий является как следствием их технологического отставания и изношенности основных фондов, так их неэффективности их функционирования, обусловленной отсутствием конкурентного рынка.Российские естественные монополии демонстрируют особые формы монополистической практики, редко встречающиеся в развитых экономиках.Первой такой негативной формой являются устанавливаемые самими монополиями высокие барьеры доступа потребителей к производимому благу. Они включают в себя значительную плату за подключение к мощностям (проведение коммуникаций), навязывание дополнительных услуг, необоснованное отключение доступа отдельных потребителей и групп потребителей к получаемому благу.
Наиболее характерным примером является установление платы за подключение к энергетическим объектам. Например, в Санкт-Петербурге присоединение 1 КВт энергомощности обходится предпринимателю в 30-70 тыс. руб. Таким образом, подключение кафе или магазина с присоединенной мощностью 30-50 КВт стоит 1,5-3,5 млн руб. А создание малого промышленного предприятия с мощностью 100-300 КВт обходится уже в 3-21 млн руб. Да и само подключение к энергетическому объекту малого предприятия требует 2,5-5 лет, в то время как в Италии оно длится в среднем 7 дней, в Греции - 2 недели, в Китае - 19 дней, в Великобритании - 1 мес. При этом подключение к энергообъектам в развитых европейских странах осуществляется бесплатно [7]. Ясно, что при таких барьерах входа ни малый, ни средний бизнес в России надлежащим образом развиваться не будут.
Вторая форма монополистической практики имеет много общего с первой и выражается в навязывании потребителям дополнительных услуг. Примером является обязательное установление индивидуальных счетчиков на газ и воду, которое проводится якобы для лучшего учета индивидуального потребления. Но необходимо отметить, что установка индивидуальных приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электроснабжения и газоснабжения) нецелесообразна без установки коллективных приборов учета. Иной причиной отказа от добровольной установки индивидуальных приборов учета является дороговизна как самих приборов, так и услуг компаний, специализирующихся на их установке. Например, в Москве в среднем установка двух водосчетчиков и сопутствующие этому расходы обойдутся потребителю в 8-10 тыс. руб. [8]. Для социально незащищенных слоев населения это значительные деньги.
Третьей формой специфической практики российских монополий является отключение доступа отдельных потребителей и групп потребителей к получаемому благу. При этом не всегда страдают недобросовестные покупатели, задерживающие платежи. А в некоторых случаях это является обычной практикой. Например, каждое лето осуществляется отключение горячей, а порой и холодной воды под видом проведения планово-предупредительных работ по ремонту тепловых станций и сетей. Но, во-первых, это не всегда исключает возможные перебои с отоплением зимой, во-вторых, не все потребители оказываются в равных условиях, а монополии дифференцируют свое отношение к группам потребителей отнюдь не по социальному признаку. В Европе и США без согласия потребителей горячую воду и газ не отключают вообще. Более того, потребители имеют техническую возможность контролировать их расход, а значит, и уровень своих затрат.
Другое по теме
Совершенствование межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации
Совершенствование межбюджетных отношений выступает непременным условием
построения российского государства на принципах федерализма. От эффективности
межбюджетных отношений в значительной степени зависит не только финансовая
стабильность страны, но и решение важнейших социальных и
государствен ...