Для российских естественных монополий характерно активное применение практики ценовой дискриминации, в том числе связанной с перекрестным субсидированием. Ценовая дискриминация - это продажа одного и того же товара по разным ценам разным потребителям или группам потребителей. Это может быть дифференциация цен в зависимости от объема покупаемого товара. Например, в 2012 г. цена на природный газ, включая НДС, для первой группы потребителей (с объемом потребления свыше 500 млн м3) составляла 3 074 руб. за 1 000 м3, а для седьмой группы (объем потребления - менее 0,01 млн м3) - уже 3 540 руб. за 1 000 м3. Услуги по транспортировке газа по распределительным сетям для указанных групп стоили 170,9 и 570,82 руб. за 1 000 м3 соответственно [10]. Разумеется, более высокий тариф для организаций, потребляющих газ в меньшем объеме, объясняется не только практикой ценовой дискриминации, но и более высокими средними постоянными издержками, падающими на данный сегмент потребителей.Дефицитность ресурса (проблема нехватки мощностей) увеличивает власть естественной монополии и позволяет ей также практиковать ценовую дискриминацию. Например, в электроэнергетике она заключается в установлении более низких тарифов при потреблении электроэнергии в пределах социальной нормы и более высоких - при потреблении сверх социальной нормы
Ценовая дискриминация так же основана на сегментации рынка по какому-либо критерию и предполагает установление разных цен для различных рыночных сегментов. Российские естественные монополии практикуют дискриминацию по нескольким признакам.
Во-первых, по национальному признаку, когда устанавливаются дифференцированные цены для отечественных и зарубежных потребителей. Например, цена на газ, поставляемый ОАО «Газпром» в Западную Европу, в 3,1 раза выше, а в страны СНГ и Балтии - в 2,1 раза выше, чем внутренним российским потребителям [11].
Во-вторых, по географическому признаку, когда цены различаются для регионов России, для города и деревни и т. д. Цены на электроэнергию различаются также по федеральным округам Российской Федерации (Таблица 3) [10].
В-третьих, по межвременному критерию, когда устанавливаются разные тарифы в разное время года и в разное время суток. Такой подход позволяет в электроэнергетике регулировать объем потребления и обеспечивать более равномерную загрузку производственных мощностей.
В-четвертых, по институциональному признаку, когда устанавливаются разные тарифы для физических и юридических лиц, коммерческих и государственных организаций (предприятий).
Дифференциация цен на газ для населения и промышленных предприятий, что является примером ценовой дискриминации по институциональному критерию, представлена в Таблице 4.
Таблица 4-Дифференциация цен на газ для населения и промышленных предприятий в 2009-2012 гг., руб./м3
Потребитель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
промышленность |
1 690 |
1 957 |
2 478 |
2 850 |
население |
1 291 |
1 494 |
1 903 |
2 203 |
Другое по теме
Совершенствование организации труда в растениеводстве
В настоящее время актуальной темой является -
совершенствование организации труда в растениеводстве. Так как организация и
оплата труда являются стержнем общественного производства, потому что она
затрагивает всех без исключения работников, и существенно влияет на конечный
результат деятельнос ...