Система индикативного планирования предполагает организацию оперативного контроля за реализацией намеченных индикаторов. Такой контроль организуется органами исполнительной власти республики. Важную роль в его осуществлении за ходом выполнения индикаторов должны играть органы государственной статистики.
Таким образом, реализация системы индикативного планирования социально-экономического развития Кыргызской Республики может стать важным фактором быстрейшего решения ее насущных экономических и социальных проблем.
Во второй главе «Современное состояние развития социальной сферы в Кыргызской Республике» рассматривается анализ и оценка эффективности развития социальной сферы.
Социальная сфера - область человеческой деятельности по воспроизводству жизни, целенаправленной реализации социальных функций общества, в которой реализуются социальные и гражданские права человека, включает демографию, уровень жизни населения совокупность систем образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения и др., представляющих конкретные условия, обязанности и возможности общества и его членов по удовлетворению их разнообразных потребностей.
Социальная сфера существует в определенной зависимости с другими сферами общества: производственной, политической, духовной и т.д.
Главной функцией социальной сферы является социальное воспроизводство людей как субъектов жизнедеятельности, ресурсов их жизнеобеспечения, а также воссоздание социальных институтов.
Демография. Сложившаяся в годы независимости демографическая ситуация в республике характеризуется замедлением темпов прироста численности населения, обеспеченного преимущественно за счет повышенного естественного воспроизводства сельского населения. Снижение темпов прироста обусловлено как следствиями перехода к рыночной экономике, так и формированием нового демографического поведения и адаптации отдельных групп населения к сложившимся экономическим условиям.
За 1991-1998 гг. динамика численности населения характеризовалась резким спадом, затем постепенным ростом до первоначального уровня и последующей стабилизацией темпа прироста населения до 1,3 % в год (до 1991 г. он составлял 2,8% в год). В 1993 г., впервые за годы существования республики, под воздействием внешней миграции, снизилась абсолютная численность населения на 39,4 тыс. чел. Снижение темпов прироста численности населения отмечалось в 2000-2002гг. (по 0,8%), что соответствовало уровню 1992-1994гг., когда эмиграция населения достигла своего пика. В последующие два года (2003-2004 гг.) в результате снижения миграционного оттока темпы прироста численности населения увеличились до 1,1 %, однако с 2005г. в результате роста миграционной активности населения данный показатель сократился в 2007г до 0,7%, после чего наблюдается рост темпов прироста на 1,1 % в 2010 году. Численность постоянного населения республики увеличилась к началу 2011г. и составила 5477,6 тыс. чел. (рис. 2.1).
Следует отметить, что в республике потенциал демографического роста населения сохраняется и высока вероятность компенсационного повышения рождаемости при условии оздоровления экономической ситуации и повышения уровня жизни населения. Развитию этой тенденции способствует относительно стабильная половозрастная структура населения.
Рис. 2.1 Численность постоянного населения КР за 1991-2010гг. (на конец года, тыс. чел.). Источник: данные Нацстаткомитета КР
Являясь одной из важнейших социально-демографических характеристик населения, определяющей ресурсный потенциал, половозрастной состав населения характеризуется соотношением трех основных возрастных групп: дотрудоспособной, трудоспособной и старше трудоспособных, доля которых в общей численности населения республики в 2010 г. составили соответственно 32,3%, 61,1% и 6,6%. Такое соотношение свидетельствует о том, что Кыргызская Республика относится к категории «молодых» государств, где преобладает молодое население.
Занятость и рынок труда. Основным связующим звеном между достижением экономического роста и созданием возможностей для человеческого развития являются вопросы занятости. Численность занятых в экономике, являясь одним из важнейших макроэкономических показателей, отражает величину совокупного спроса на труд.
Таблица 2.1 - Экономическая активность населения по Кыргызской Республике за 2000-2010гг., тыс. чел
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Экономически активное население |
1912,7 |
1939,0 |
1976,6 |
2017,2 |
2065,5 |
2116,5 |
2343,8 |
2379,9 |
2420,1 |
2456,0 |
Занятые |
1768,4 |
1787,0 |
1807,1 |
1837,0 |
1879,9 |
1931,8 |
2152,7 |
2184,3 |
2216,4 |
2243,7 |
Безработные |
144,3 |
152,0 |
169,5 |
180,2 |
185,6 |
184,7 |
191,1 |
195,6 |
203,7 |
212,3 |
Экономически неактивное население |
773,9 |
820,5 |
865,8 |
885,0 |
857,2 |
855,2 |
1256,3 |
1260,5 |
1337,4 |
1372,2 |
Уровень экономической активности, % |
71,1 |
70,3 |
69,5 |
69,5 |
70,7 |
71,2 |
65,1 |
65,4 |
64,4 |
64,2 |
Уровень занятости, % |
65,8 |
64,8 |
63,6 |
63,3 |
64,3 |
65 |
59,8 |
60,1 |
59,0 |
58,6 |
Другое по теме
Рационализация труда на рабочем месте фрезеровщика в связи с изменением типа производства
Необходимым условием социально-экономического развития Республики
Беларусь является повышение эффективности экономики при одновременном усилении
её социальной направленности, наиболее полном учете интересов и потребностей
человека во всех сферах его деятельности и, в первую очередь, в сфере тру ...