Необходимость осуществления мероприятий, направленных на повышение информационно-знаниевого потенциала любой организации, требует разработки комплексной системы осуществления оценки и диагностики не только информационно-знаниевого потенциала предприятия в целом, но и отдельных его ресурсов и составляющих. В целях получения более объективной оценки искомых результатов необходимо отдельно остановиться на самой категории “информационно-знаниевый потенциал”.
Исследование категории “информационно-знаниевый потенциал” обусловливается необходимостью более глубокой и детальной проработки вопросов обоснования перспективных направлений повышения эффективности использования производственных ресурсов и конечной эффективности хозяйствования, так как, на наш взгляд, в современных условиях функционирования предприятий, подчиняющихся законам развития “информационной экономики”, “экономики знаний”, именно информационно-знаниевые ресурсы становятся одними из определяющих в системе элементов развития предприятия. Следует учесть, что любой элемент несбалансированности, вносимый в сочетание ресурсов, резко снижает его совокупный потенциал. В связи с этим вопросы повышения оптимальности расчетной оценки и уровня сбалансированности всей совокупности производственных и управленческих ресурсов становятся одной из приоритетных проблем современной науки. Изучение экономической сущности каждого элемента информационно-знаниевого потенциала предприятия, направлений их использования и развития, форм и систем взаимосвязи между ними определяет оптимальные пути повышения эффективности управления этими характеристиками.
В настоящее время категория “информационно-знаниевый потенциал” не получила однозначного толкования. В литературе используются категории “информационного” и “знаниевого” потенциала. Нет четкого деления между категориями “данные”, “информация”, “знания”. Очень часто происходит отождествление рассматриваемых категорий, в связи с чем и понятие “потенциал” применительно к данным категориям рассматривается односторонне. Мы придерживаемся мнения, что в настоящих условиях следует рассматривать именно информационно-знаниевую составляющую развития любого предприятия, поскольку именно в таком понимании информационно-знаниевые ресурсы при создании и развитии соответствующей инфраструктурной составляющей их формирования, использования, сохранения и преумножения позволяют говорить о наличии информационно-знаниевого потенциала и определять пути улучшения его развития и использования.
Категория “потенциал” происходит от латинского “potentia” и означает совокупность имеющихся средств, возможностей в какойлибо области. В определении категории “информационно-знаниевый потенциал” нет сложившегося единства в понимании его сущ-ности, структуры, внутреннего содержания. В настоящее время можно выделить три подхода к определению информационно-знаниевого потенциала. Во-первых, авторы определяют информационно-знаниевый потенциал как совокупность имеющихся ресурсов. Вовторых, “информационно-знаниевый потенциал” отождествляется с другими категориями, в частности с такими, как “потенциал информационных систем”, “информационная мощность” и т.д. В-третьих, информационно-знаниевый потенциал рассматривается как результат информационной деятельности экономических субъектов.
По нашему мнению, в современных условиях хозяйствования следует говорить уже не об информационном потенциале, а об информационно-знаниевом потенциале, поскольку информационные и знаниевые потоки организации уже практически неотделимы друг от друга.
Мы полагаем, что при определении информационно-знаниевого потенциала следует опираться на следующие составляющие: информационно-знаниевый потенциал предприятия обусловливается развитием экономического потенциала региона; информационно-знаниевый потенциал отражает комплекс возможностей воспроизводства информационно-знаниевых ресурсов анализируемой системы на установленный период времени; информационно-знаниевый потенциал предприятия определяется совокупностью ресурсов единой взаимосвязанной экономической системы предприятия и формируется, в частности, ресурсным потенциалом развития вышестоящих экономических систем; информационно-знаниевый потенциал отражает возможности информационно-знаниевой системы предприятия достижения определенных результатов при оптимальном использовании имеющихся ресурсов; процесс воспроизводства информационно-знаниевого потенциала характеризуется возможностью возникновения социально-экономических отношений.
Другое по теме
Система национального счетоводства
В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран
пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей
экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых
разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся ...