Трансформационные процессы экономической и технологической областей, затрагивающие сферы социальных и трудовых отношений, а также и рынок труда, предъявляют новые требования к работникам. Центральными по значимости становятся работники высокой квалификации, обладающие высокой степенью готовности к непрерывному обучению через всю жизнь и к самообразованию, обладающие значительным уровнем научно-исследовательской компетенции.
Категорию “трудовые ресурсы” можно употреблять в отношении различных социально-экономических субъектов, поскольку она, по сути, является многоуровневой. Потенциал развития трудовых ресурсов следует рассматривать как многоуровневую систему. Именно такой подход позволяет учесть тот факт, что каждый вид (уровень) развития трудовых ресурсов имеет свои особенности формирования, развития и оценки. В связи с этим целесообразно выделять следующие уровни (виды) развития трудовых ресурсов: информационно-знаниевый потенциал развития общества; информационно-знаниевый потенциал развития территории; информационно-знаниевый потенциал развития организации; информационно-знаниевый потенциал развития работника.
Важнейшим принципом многоуровневости информационно-знаниевого потенциала трудовых ресурсов является то, что любой уровень (вид) информационно-знаниевого потенциала находится в зависимости от состояния не только других его элементов того же уровня, но и элементов других уровней.
В качестве базовых в развитии трудовых ресурсов выступают трудовая, образовательная, научно-исследовательская характеристики.
Трудовая составляющая позволяет дать количественную оценку развития потенциала трудовых ресурсов, характеризует способности работников к реализации в своей деятельности накопленного информационно-знаниевого потенциала и во многом определяется качественными параметрами воспринимающей стороны, в качестве которого чаще всего выступает рынок труда.
Следующей составляющей потенциала трудовых ресурсов является образовательная. Усложнение и повышение качества труда в современных условиях развития определяются созданием и усовершенствованием средств производства. В связи с этим возможности осуществления трудовой деятельности во многом определяются именно уровнем и качеством образования работников.
Научно-исследовательская составляющая развития трудовых ресурсов характеризует способности (готовность) работников результативно использовать на практике имеющиеся знания и опыт.Таким образом, вышеперечисленные составляющие являются взаимосвязанными и взаимообусловливающими характеристики информационно-знаниевого потенциала трудовых ресурсов и составляют основу информационно-знаниевого потенциала предприятия в целом.
Трудовые ресурсы выступают, по существу, базовой сквозной ресурсной составляющей информационно-знаниевого потенциала предприятия, они обладают такими типовыми параметрическими характеристиками, как квалификация, образование, стаж работы по специальности и возраст. Поскольку невозможно утверждать, что от состояния потенциальной пригодности работников к эффективной деятельности полностью зависит уровень потенциала готовности к ее осуществлению, интегральными оценочными характеристиками информационно-знаниевого потенциала персонала организаций могут выступать:
♦ уровень профессиональной конкурентоспособности, характеризуемый степенью соответствия базовых характеристик трудовых ресурсов объективным потребностям в характеристиках производственного потенциала рабочих мест, а также необходимость соответствия субъективным предпочтениям работодателей;
♦ уровень инновационной конкурентоспособности персонала, характеризуемый в виде интегральной характеристики уровней развития профессиональной конкурентоспособности и мотивации к инновационной деятельности, отражающих потенциальную готовность трудовых ресурсов к эффективной хозяйственной деятельности.
Другое по теме
Трансформация отношений собственности в России
В
развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии
товарного производства решающую роль играет собственность.
Для
перехода к рыночной экономике необходим ряд условий, среди которых важнейшим
является наличие многообразных форм собственности. Обоснование не тол ...