Следующим важнейшим ресурсом в системе ресурсов, определяющих информационно-знаниевый потенциал, являются непосредственно знаниевые ресурсы.
В современном экономическом пространстве, на наш взгляд, целесообразно выделять наряду с хорошо известным материальным также духовное и информационное производства. Информационное производство охватывает все сферы деятельности человека, составляя основу любой управленческой деятельности. А любые информационные процессы приводят к появлению нового знания, используемого в производственном процессе. Процессы производства знаний начинаются в духовном производстве с формирования личностных (идеальных) знаний, далее, в информационном производстве, сформированные идеальные знания кодируются, т.е. переносятся на некий материальный носитель. Указанные процессы определяются как процессы овеществления знаний в материальном производстве. Завершаются эти процессы выходом готового продукта, в основу которого положены процессы преобразования данных, информации и знаний. В целом подобная цепочка преобразований представляет собой единую технологическую цепочку производства и использования знаний.
Следует отметить, что личностные знания, даже уникальные по своим возможностям воздействия на человека и общество, оказываются утраченными, если они не материализованы. Поэтому материализация знаний является фактически одной из важнейших мер их применения и сохранения.
Сами знания целесообразно подразделять на следующие категории.
Метазнания являются, по сути, базовыми знаниями, структурирующими явные знания, а также информацию о процессах познания. На них оказывает влияние сфера деятельности, определяющая хозяйственные процессы. Следовательно, работники одного предприятия, задействованные в разных сферах деятельности, могут быть носителями разных систем метазнаний.
Явные знания представляют собой особую часть базы знаний, которая имеет свойства быть легко передаваемой другим в виде информации. Метазнания и явные знания в любых бизнес-структурах могут быть изучены и переданы через стандартные обучающие системы.
Неявные знания представляют собой форму навыков и способностей, которые сложно передаются в виде информации. П. Друкер утверждает: “Единственный способ узнать новое ученичество и опыт”1. П. Дэвид и Д. Форэй также подчеркивают, что ни одно знание не является неявным по сути, и необходимо создать мотивацию для того, чтобы сделать неявные знания передаваемыми2. Неявному знанию можно научиться, применяя его: в образовательной системе и мире бизнеса для этого используется метод “мозгового штурма”, метафоры и аналогии.
Скрытые знания выступают в виде предпосылок, предположений и мотивов, влияющих на мысли и характер действий. Скрытые знания обусловливают мысли, действия и являются отражением и объяснением, помимо прочего, новых идей. Они развивают ментальные модели, служат основой формирования модели поведения и т.п. Скрытые знания целесообразно подразделять на две группы: по характеру мышления и по характеру действий. В обоих случаях скрытые знания определяются поведенческими нормами предприятия и передаются с помощью личностных контактов. Приобрести знания данного типа можно, применяя действия фокус-групп, которые предоставляют доступ к некодифицированным ментальным моделям прочей информации. Они также позволяют добиться некоторой синергии в индивидуализации типов мышления. Знания о взаимоотношениях предполагают социальную возможность создать взаимосвязи с профессиональными группами, чтобы получить доступ к их знаниям. В постоянно изменяющемся мире способом выжить для организаций становятся инвестиции в знания о взаимоотношениях, которые можно получить через взаимодействие и распространить путем систематической работы в комплиментарно составленных группах. Образцом для подражания в этом отношении могут быть японские компании, которые приглашали своих поставщиков вместе с ними посетить европейских клиентов. Компания и поставщики таким образом развили и укрепили свои взаимоотношения и отношения с потребителями3.
Другое по теме
Анализ организации ЗАО Бонниер Бизнес Пресс
Основным
предметом деятельности ЗАО "Бонниер Бизнес Пресс" является
деятельность по предоставлению качественных информационных услуг. Издательство
"Бонниер Бизнес Пресс" занимается выпуском множества известных в
Петербурге печатных изданий, среди которых газета "Делово ...