Реструктуризация - совокупность мероприятий по комплексному привидению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития.
Она включает:
1. совершенствование структуры и функций управления;
2. преодоление отставания в технико-технологической деятельности;
. совершенствование финансово-экономической политики и на этой основе повышение эффективности производства;
. улучшение финансово-экономических результатов деятельности.
Реорганизация - процесс изменения организационно-правовой структуры предприятия в форме слияния, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация осуществляется исключительно на основе решения собственников общества и изменяет внешнюю структуру бизнеса.
Реструктуризация бизнеса в первую очередь является реакцией на внешнее давление среды и, как следствие, вызвана преодолением внутренних проблем хозяйствующего субъекта.
Реинжиниринг, в отличие от реорганизации, базируется на необходимости революционных изменений внутренней структуры управления и преодоления на этой основе системных противоречий в организации труда.
Задача реструктуризации (реформирования) производства состоит в согласовании рынка (внешней среды) и структуры бизнеса компании (внутренней среды).
Задача реинжиниринга состоит не в создании модели, отвечающей требованиям конкретного рынка, а в создании универсально адаптированной к изменяемому рынку модели бизнеса компании. Реинжиниринг - это всегда изменения, вследствие которых компания приобретает процессно-ориентированную структуру бизнеса.
Таким образом, понятия «реструктуризация» и «реинжиниринг» не являются ни равнозначными, ни доминирующими друг над другом. Применение каждого может быть обусловлено специфическими свойствами хозяйствующего объекта, а также стратегическими целями его руководства.
Часть специалистов считает, что слово «процесс» в термине «реинжиниринг бизнес-процессов» можно удалить как избыточное, так как в будущем реинжиниринг бизнеса будет означать только реинжиниринг бизнес-процессов и ничего более. Как правило, реинжиниринг может осуществляться много раз до тех пор, пока большинство процессов компании не будет полностью перепроектировано. Работа, таким образом, подразделяется на фазы, каждая из которых имеет ясно определенную цель. Наиболее важная цель - достигнуть существенных улучшений в работе компании, измеряемых в критических параметрах процессов.
После того как компания провела реинжиниринг своих процессов, они должны поддерживаться и улучшаться, что требует новых целей и новых усилий для их достижения.
Обычно эти цели значительно меньше (скромнее), чем цели реинжиниринга, и работа, требующаяся для их достижения, не имеет значительного влияния на эффективность работы компании. Эта работа по изменению компании локальна и не охватывает весь бизнес. Однако усовершенствование бизнес- процессов должно продолжаться.
Различия между усовершенствованием и реинжинирингом бизнес-процессов, приведены в Таблице 1.
Реинжиниринг бизнес-процессов осуществляется один раз в течение нескольких лет. После завершения реинжиниринга компания становится объектом для усовершенствования, которое осуществляется внутри одного подразделения (функции), в то время как реинжиниринг касается всей компании. Большинство каждодневных усовершенствований выполняется отдельными исполнителями в конкретных подразделениях, т.е. усовершенствование выполняется снизу-вверх, в то время как реинжиниринг может быть реализован только сверху-вниз, т.е. по указанию и под управлением высшего руководства фирмы.
Таблица 1. Различия между усовершенствованием бизнес-процессов и реинжинирингом бизнес-процессов
Наименование характеристик |
Усовершенствование бизнес - процессов |
Реинжиниринг бизнес - процесс |
Уровень изменений |
наращиваемый |
радикальный |
Начальная точка |
существующий процесс |
«чистая доска» |
Частота изменений |
непрерывно или единовременно |
единовременно |
Требуемое время |
короткое |
дополнительное |
Направление |
снизу-вверх |
сверху-вниз |
Охват |
узкий, на уровне функций |
широкий, межфункциональный |
Риск |
умеренный |
высокий |
Основное средство |
статистическое управление |
Информационные технологии |
Тип изменений |
культурный |
культурный или структурный |
Другое по теме
Расчёт затрат благоустройства дворовой территории
В настоящее время накоплен большой опыт по благоустройству и озеленению
территорий в жилых застройках, создан богатый озеленительный ассортимент
растений и разработана агротехника их выращивания, найдены необходимые приемы
озеленения, специфичные для городов, определены способы содержания зелен ...