Первоочередная задача модернизации социального развития состоит в создании механизмов синхронизации и согласования системных изменений в нашем обществе. Ядром такого механизма является система национальных интересов, человеческих ценностей и приоритетов развития. При этом консолидирующий, задающий характер ценностного ядра может быть реализован только в том случае, если оно претворяет все направления модернизации социального развития и затрагивает интересы всех слоев общества.
Опыт последних лет показал, что ни рынок, ни либерально-демократические свободы, никакие другие ценности остального мира сами по себе не в состоянии изменить жизнь кыргызстанцев к лучшему. В общественных преобразованиях необходимо отказаться от подмены целей средствами их достижения. Более того, все реформы в обществе, в том числе и в экономике являются лишь средством для достижения национальных целей развития.
Наши национальные интересы, как у любого цивилизованного государства, включают следующие принципы:
· обеспечение достойных условий жизни всех граждан страны;
· создание условий для развития и улучшения жизни будущих поколений;
· гарантии независимости и безопасности личности и государства.
Важнейшей задачей модернизационного периода в этой связи является создание ситуации, при котором подавляющая часть экономически активного населения обретет уверенность в возможности достижения для себя и своих близких современных стандартов уровня жизни. Решение этой задачи требует, во-первых, формирования устойчивой тенденции постоянного улучшения уровня жизни, а во-вторых, принятия своего рода декларации государства о намерениях способствовать достижению количественно определенных целей, затрагивающих интересы миллионов граждан страны. Фактически речь идет о необходимости формирования долгосрочного образа будущего, к которому должна стремится Кыргызская Республика.
В Кыргызской Республике в ходе рыночных преобразований социальная политика лишь условно рассматривалась в качестве одного из главных элементов общей экономической стратегии. Отсутствие должной социальной ориентации государственной экономической политики, недооценка роли социальной составляющей привели к тому, что на начальном этапе модернизации не была выработана общая программа, способная стать основой концепции социального развития республики.
Хотя правительство республики предпринимает отдельные меры по смягчению отрицательных последствий, в целом переход к рыночной модели экономики происходит в условиях отсутствия целостной общеэкономической и социальной концепции и стратегии.
В настоящее время, в социальной сфере существует два основных блока проблем, составляющих ядро новой концепции социальной политики:
методологические вопросы модернизации социальной сферы с позиций разработки общеэкономической стратегии и задач построения социального государства;
проблемы оплаты труда, регулирования занятости населения и адресной социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан.
Модернизация социальной политики в ближайшей перспективе это достижение социальной стабильности в развитии общества - путем качественного состояния социальных процессов в республике, позволяющих обеспечить поступательное развитие экономики, сохранить политическую стабильность в обществе. Социальная стабильность обеспечивает сохранение баланса социальных и экономических интересов различных групп населения.
Что касается роли государства в модернизации социальной сферы то, одним из ключевых направлений является ее развитие. Со дня обретения независимости в Кыргызской Республике, несмотря на продекларированное строительство социально-ориентированной экономики, практически формируется монетарная модель. Это во многом вызвано неэффективностью функционирования национальной хозяйственной системы, низкой бюджетно-финансовой обеспеченностью населения, экономической слабостью государственной власти. Тем не менее, государство на разных уровнях предпринимает усиленные меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом все большее число обязанностей и функции в области социальной политики передается с республиканского уровня на региональный и местный. Хотя развитие бюджетно-финансовой системы имеет обратную тенденцию - к централизации.
Государство на различных уровнях предпринимает определенные меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом оно вынуждено балансировать между двумя крайностями.
С одной стороны, если распределение в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь главного условия развития гражданского общества - устойчивости экономической системы, так как механизм рынка не в состоянии справиться с провалами рынка. С другой стороны, если государство полностью берет на себя содержание социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность распределения ресурсов.
Другое по теме
Рынок труда и занятость в Республике Казахстан
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из
основных факторов производства - труда. На этом рынке сталкиваются интересы
трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные,
муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на
р ...