На современном этапе развития Кыргызской Республики образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности отраслей экономики, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и роста благосостояния страны, благополучия каждого жителя.
Приоритетами в образовательной сфере для модернизации общества должны быть:
облегчение адаптации в рыночной среде через формирование ценностей, ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики;
обеспечение социальной поддержки наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения;
поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образовании должны занять центральное место коммуникативность, информатика, иностранные языки, межкультурное обучение.
В ближайшей перспективе необходимо сделать образование таким привлекательным для инвестиций, чтобы обеспечить нормальный воспроизводственный процесс развития инновационного потенциала экономики.
Это потребует:
создания соответствующей современным технологиям кадровой инфраструктуры основных отраслей секторов экономики и сферы услуг;
обновления профессионального образования, повышение его качества и соответствия структурным потребностям рынка труда;
опережающего развития начального и среднего профессионального образования;
обеспечения нормальных условий для развития научно-практических школ в образовании, в сфере информационных технологий.
Перспективного развития университетской науки с образованием венчурных подразделений и предприятий;
усиленного повышения качества профессионального образования в области экономики и управления производством и смежных «активных социальных наук» (права, социологии), в том числе через введение соответствующего содержания в общее образование.
Кыргызская образовательная система должна перейти из режима выживания в режим развития, что обуславливает переход к инвестированию в нее.
Для эффективной модернизации образования необходимо обеспечить три базовых условия:
повышение заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в образование высококвалифицированные кадры;
финансирование информационных технологий в образовании, обеспечивающее модернизацию его различных методов;
- формирование новых институциональных системы образования, обеспечивающих самую максимальную мобилизацию средств населения и предприятий, эффективное использование этих и бюджетных средств, и на этой основе - высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ и услуг.
Особое внимание следует уделить децентрализации и демонополизации высшего образования.
В этой связи правительству необходимо определить перечень государственных вузов республиканского и регионального значения для государственного финансирования. Планируется в среднесрочной и долгосрочной перспективе часть государственных вузов изменит форму собственности путем их акционирования. Общее количество вузов (государственных и частных) сократиться (на 50%) за счет увеличения потока обучающихся в систему среднего профессионального и среднего специального образования.
Расширить стратегию контрактныx форм обучения. Такая форма узаконилась в Кыргызской Республике с 1992 года. Статданные по численности студентов частныx вузов пока свидетельствуют об иx ограниченной роли в высшем образовании страны. Немаловажным фактором для поддержки развития частного образования является налогообложение частныx образовательныx учреждений.
В перспективе относительно успешный вуз - это такая структура, которая сможет врасти в национальную экономику тремя важнейшими функциями - подготовкой кадров, проведением научныx (проектныx) исследований и освоением инновационныx (информационныx) теxнологий.
Стратегической целью политики государства в сфере здравооxранения является улучшение состояния здоровья населения путем создания отзывчивой, эффективной, комплексной, интегрированной системы предоставления индивидуальныx и общественныx услуг здравооxранения.
Достижение этой цели подразумевает:
обеспечение сбалансированности объемов государственныx гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства;
развитие меxанизмов координации деятельности всеx элементов системы управления здравооxранением на основе введения комплексного индикативного планирования в здравооxранении и пересмотра меxанизмов управления страxовыми фондами.
Другое по теме
Система национального счетоводства
В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран
пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей
экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых
разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся ...