Для достижения этих целей предстоит усиление бюджетного финансирования сферы культуры, в том числе в течение ряда лет - опережающими темпами по отношению к ВВП, провести реформирование организационно-экономического механизма. Такая модернизация должны быть направлена на обеспечение реального доступа граждан к участию в культурной жизни, более рационального расходования бюджетных средств и использование находящегося в сфере культуры государственного имущества, а также на создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных финансовых ресурсов из негосударственного сектора.
В процессе диссертационного исследования в работе была предложена модельная методика к разработке индикативного планирования в управлении социальным развитием.
Целью модельной методики является обеспечение согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, направленных на образование устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения республики.
Индикативное планирование предполагает согласованные действия между Правительства КР и министерствами и ведомствами, участвующих в управлении социальным развитием (далее министерства и ведомства), на основе взаимных обязательств и интересов по выполнению показателей индикативного планирования. Согласование деятельности, обязательства и ответственность сторон регулируются Соглашениями и Контрактами, заключаемыми между Правительством республики и министерствами и ведомствами.
Объектами системы индикативного управления являются:
- социально-экономическая сфера Кыргызской Республики (1 «Республиканский уровень»);
отрасли экономики и социальной сферы (2 «Отраслевой уровень»);
территория муниципальных образований (3 «Территориальный уровень»);
хозяйствующие субъекты (4 уровень «Хозяйствующий субъект»).
Субъектами выступают:
- государственные органы исполнительной власти республики (Правительство республики, министерства и ведомства) - 1 и 2 уровень управления;
органы местного самоуправления (администрации местного самоуправления, администрации сельских и поселковых советов) - 3 уровень управления;
администрации хозяйствующих субъектов (аппарат управления, менеджеры предприятий и организаций) - 4 уровень управления.
Государственное воздействие на экономику включает в себя:
законотворчество - разработку и принятие правовых норм государственно-хозяйственной деятельности;
администрирование - создание и прекращение деятельности;
информирование государственных субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов бюджета республики, индикативных планов, инвестиционных проектов как по республике в целом, так и отдельных ее территорий;
регулирование деятельности по социально-экономическому развитию территорий республики, отраслей, стратегических и бюджетообразующих предприятий в общереспубликанских целях;
- контроль за текущей деятельностью государственных субъектов в целях предотвращения нарушений существующего законодательства.
Именно, равноправное взаимодействие Правительства республики и министерств и ведомств участвующих в управлении социальным развитием, определяет главную сущность индикативного планирования.
Механизм введения системы индикативного планирования развития социальной сферы в Кыргызской Республике включает 6 этапов.
1 этап: Нормативно-правовое и методическое обеспечение
Разработка закона «Об индикативном планировании социального развития КР», «О системе органов прогнозирования, индикативного планирования и программирования социального развития Кыргызской Республики».
Внесение изменений и дополнений в гражданское, банковское, бюджетное, налоговое и корпоративное законодательство в связи с введением индикативного планирования.
этап. Анализ исходного уровня состояния объектов индикативного планирования
Анализ уровня социального развития республики, ее отраслей включает комплексное изучение темпов развития, структуры внутри каждой отрасли, между отраслями, выявить межрегиональные пропорции.
Объектом анализа являются: социальное положение республики, отраслей социальной сферы, эффективность выполнения бюджетов республики и министерств и ведомств, республиканских программ и инвестиционных проектов, выполнение государственного заказа, функционирование рынков республики.
Завершается анализ состоянием социальной сферы объекта в предплановый период, общей оценкой уровня ее развития. Одновременно осуществляется сопоставление этого уровня с аналогичными показателями объекта. Аналитические данные являются основой для формирования целей на планируемый период. Анализ социального развития проводится на основе статистических данных, данных выборочных обследований министерств и ведомств социальной сферы, с применением экономико-математических методов, составлением различных балансов (межотраслевого баланса, трудовых ресурсов, денежных доходов населения, и др.).
Другое по теме
Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы
Что
же такое рынок труда? Вопрос о сущности и содержании рынка труда относится к
наиболее принципиальным вопросам экономической теории. Среди отечественных и
зарубежных ученых нет единства во взглядах относительно сущности понятия «рынок
труда». Одни авторы полагают, что от категории «рынок тр ...